Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ального говорящего); другой - внешний (а именно: культура, общая с другими гово рящими на том же языке). В соответствии с этими принципами, языкознание оказывается неотъемлемой частью когнитивной науки и непосредст венно связано с психологией и нейронау кой, как и с антропологией и философией [8, 340-341]. Коллективный поиск истины в объ яснении важнейших социальных явлений бытия характерен для развития гуманитар ного научного знания второй половины XX столетия и начала XXI в. Междисциплинар ный подход присущ науке и в изучении язы ка как социально-психологического феноме на. Интегрирование разных дисциплин когнитивной науки объясняется тем, что на современном этапе развития новые теоре тические результаты можно получить лишь объединив усилия в научном поиске. Ведущее положение в когнитивной парадигме по праву занимает лингвистика. Приоритет науки о языке среди дру гих дисциплин когнитологии очевиден, поскольку языковые данные обеспечивают наиболее естественный и несомненный доступ к когнитивным процессам. Е. С. Кубрякова подчеркивает в этой связи: «Обращение когнитивной науки к лин гвистическим данным, мотивируемое, на первый взгляд, лишь тем, что язык отража ет некие общие принципы, управляющие восприятием мира, фактически связано с тем важнейшим обстоятельством, что языковые единицы, языковые категории и языковые классы указывают - хотя и с разной степенью опосредствования - на ту содержательную информацию, которая уже стала продуктом человеческой обра ботки. Полученная в ходе предметно познавательной деятельности, эта инфор мация обретает в языковых формах свое отражение и свою фиксацию. Ее можно изучать объективными способами. Лин гвистика и важна для когнитивной науки как предоставляющая для обдумывания данные о значении своих форм» [5,45]. Когнитивная теория языкового употребления, опирающаяся на концеп туальные признаки (составляющие более сложных концептуальных сущностей), когнитивную модель (концепт), концепту альную систему (фрейм, скрипт, сценарий) и концептосферу в динамике (текст и дис курс), привлекает к анализу весь объем знаний, присутствующих в сознании носи телей языка, в отличие от традиционной лингвистики, рассматривающей только ту информацию, которая находит свое выра жение в языке и с помощью языковых средств. По утверждению исследователей, вербально выраженные знания составляют лишь часть всех знаний, которыми обла дают носители языка. К общей базе зна ний, которыми обладают носители языка относятся: «1) языковые знания: а) знание языка - грамматики (с фонетикой и фоно логией), дополненное знанием композици онной и лексической семантики; б) знание принципов речевого общения; 2) внеязы- ковые знания: а) знания о контексте и коммуникативной ситуации, знания об ад ресате (в том числе знание поставленных адресатом целей и планов, его представ ления о говорящем и об окружающей об становке и т.д.); б) общефоновые знания (то есть знания о мире): знания о событи ях, состояниях, действиях и процессах и т.д.» [2, 7]. Можно полагать вследствие этого, что когнитивная лингвистика снимает про тивопоставление лингвистического и экст- ралингвистического знания и утверждает, что изучение языковых форм заведомо не полно без обращения к когнитивным кате гориям, поскольку мыслительные катего рии практически неотделимы от языковых; они находят в последних свое эксплицит ное выражение. Когнитивная стилистика, также из вестная как когнитивная поэтика, является сравнительно недавно возникшим направле нием изучения текста в рамках когнитивного подхода. Как самостоятельная научная об ласть со своим четко очерченным кругом проблем, базовыми понятиями, методологи ческими процедурами, когнитивная стили стика находится в процессе становления. Основные теоретические положения данно го направления содержатся в трудах таких исследователей, как П. Стоквел, Е. Семино и Дж. Кульпепер, Дж. Стин и Дж. Гевинз идр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=