Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ЛИНГВИСТИКА № 1,2004 Ж. Е. Фомичева, В. Н. Андреев К ВОПРОСУ О КОГНИТИВНОМ ПОДХОДЕ КАНАЛИЗУХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Проблема человеческого начала в языке на рубеже XX-XXI вв. стала одной из центральных проблем современного языкознания. К процессам, происходящим в науке о языке, несомненно, можно отне­ сти постепенное, но последовательное из­ менение лингвистической парадигмы, вы­ званное осознанием того, что язык не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем. Становит­ ся все более очевидным, что законы и ме­ ханизмы функционирования языка могут быть достоверно изучены и полностью раскрыты только с учетом психических и ментальных особенностей познающего мир человека. Рассмотрение актуальных проблем современного языкознания с позиций ког­ нитивно-коммуникативной парадигмы пер­ спективно, поскольку позволяет отразить пути человеческого мировосприятия, опи­ сать многообразные языковые средства коммуникации, осмыслить когнитивные аспекты языковой категоризации, опираясь на изучение переплетения языковых и ког­ нитивных сфер в процессе речемыслитель­ ной деятельности человека, проникнуть в когнитивные механизмы человека. По справедливому замечанию исследователей, когнитивный подход позволяет по-новому подойти к изучению многих, казалось бы, уже известных единиц языка и речи, рас­ смотреть их на основе широкого спектра яв­ лений, сопровождающих нашу жизнь и ре­ чевую деятельность, которая в свою очередь является неотъемлемой ее частью [1, 153]. Сложность стоящих перед современ­ ной наукой о языке задач обусловливает как интегративный характер научного по­ иска, так и развитие когнитивной лингвис­ тики, представляющей собой важнейший компонент когнитологии. Развитие зарубежной и отечествен­ ной когнитивной лингвистики способству­ ет пониманию процессов познавательной деятельности человека. Как отмечает аме­ риканский исследователь Алан Ченки, под термином «когнитивная лингвистика» по­ нимается группа теоретических подходов, которые в целом совместимы друг с дру­ гом и объединены некоторыми основными принципами,например: Язык —это неотъемлемая часть по­ знания. Важно отметить, что для исследова­ телей, принадлежащих к данному научно­ му направлению, указанное положение принимается как основное обязательство, оказывающее влияние на характер рас­ смотрения проблем. Так, согласно Лакоф- фу, когнитивное обязательство представ­ ляет собой «обязательство согласовывать свои объяснения человеческого языка с тем, что известно об уме и мозге как из других дисциплин, так и из нашей собст­ венной (т. е. лингвистики)» [14, 40]. Язык отражает взаимодействие между психологическими, коммуникатив­ ными, функциональными и культурными факторами. В трактовке Алана Ченки это поло­ жение означает следующее: - как плод человеческого ума, язык (и его структура) до известной степени по­ казывает, как работает ум; - структура языка отражает извест­ ные функциональные критерии, основанные на употреблении языка как коммуникатив­ ного орудия. Несмотря на произвольность отношений между многими языковыми формами и их значениями, отношение час­ то бывает иконичным; - как средство коммуникации членов общества, язык отражает многие аспекты данной культуры. Следовательно, структура языка яв­ ляется порождением двух важных факто­ ров: один - внутренний (т.е. ум индивиду

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=