Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ЛИНГВИСТИКА № 1,2004 преображенный энергией памяти, поэтому читателю предлагается многократно отра женный в зеркалах памяти сотворенных автором персонажей этим же автором со творенный мир. «Путешествие» по едини цам семантического пространства памяти - исследование простой последовательности их употребления позволяет определить некоторые особенности нарративной структуры. Вот примеры из первой главы романа: Через много лет, в неожиданный год просветления, очарования, он с обмо рочным восторгом вспомнил ...(5); И обойные гвоздики ... были в его воспоми нании равноценны ... (6); Этотже тихо ня ... стараясь вспомнить ... каким был в школе Лужин (14), которые при первом чтении воспринимаются как знаки нарра тивного нетерпения - проспекции,своеоб разного «забегания» вперед; hq настойчи вое повторение мотива воспоминания заставляет читателя усомниться в совпаде нии композиционного начала произведе ния и точки отсчета повествуемой истории. И только в конце четвертой главы - в сце не разговора уже взрослого, уже постарев шего, уже превратившегося из шахматно го вундеркинда в шахматного маэстро Лужина с его будущей невестой - чита тель неожиданно обнаруживает, что это и есть точка отсчета повествуемой истории, а то, что ранее воспринималось как про- спекция является проспекцией внутри рет роспекции, то есть внутри вспоминаемого Лужиным прошлого. В «Защите Лужина» В. Набоков реализует повествовательный механизм, обеспечивающий переход от одной биспациальной структуры к дру гой. Ю. И. Левин писал, что двумирность, двупространственность, биспациальность стала инвариантом поэтического мира Набокова40. Инвариант реализуется в двух вариантах - двух типах биспациаль- ных структур: биспациальная структура типа Е / Р (Европа / Россия) воплощена в первом набоковском романе - «Машень ка», структура второго типа Re/Im (мир реальный / мир воображаемый) реализова на в «Защите Лужина»41. Мир Im - это прежде всего мир шахмат, мир шахматных представлений Лужина, мир, который за меняет Лужину реальность, биспациаль ность проявляется в смешении, соединении в сознании набоковского героя мира ре ального и мира воображаемого. Однако исследование текстовых реализаций лек сем память и воспоминание, позволившее обнаружить доминантные смысловые и образные формулы памяти / воспоминания и функциональную нагрузку эксплициро ванных смыслов идеосферы памяти, по зволяет, на наш взгляд, сделать два важных вывода: во-первых, взаимопроникновение двух миров - Re / Im - нередко осуществ ляется именно в пространстве памяти, во- вторых, мир текста не просто вмещает оппозиции пространства реальности и пространства памяти, хранящего преоб раженный работой механизма памяти об раз реальности, а структурируется с по мощью приема многомерных отражений в зеркалах памяти персонажей, что позво ляет говорить не только о биспациально- сти, двоемирии, но и о многомирии, поли- спациальности как одной из констант идиостиля Набокова. Примечания 1. ЧС - Частотный словарь русского языка / Под ред. JI. Н. Засориной,- М., 1977. 2. В«ЗащитеЛужина» 51 550 словоупотреблений (число округлено). 3. MAC - Словарь русского языка: В 4 т.- М., 1981. 4. Лихачев Д. С. Концептосферарусского языка // Изв. РАН. Сер. лит. и яз.- 1993-№ 1. 5. Е. В. Падучева по-другому интерпретирует этот пример: «...в сочетании вернулась па мять родовая категория для слова память - СПОСОБНОСТЬ: вернулась способность - нормаль ное сочетание, как и вернулось зрение, между тем вернулись глаза невозможно» (Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики,-М., 2004 - С. 90). 6. Кубрякова Е. С. О концептуальном анализе слова «память» // Кубрякова Е.С. Язык и зна ние,-М., 2004,- С. 374. 7. Тамже. - С. 376. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=