Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ЛИНГВИСТИКА № 1,2004 преображенный энергией памяти, поэтому читателю предлагается многократно отра­ женный в зеркалах памяти сотворенных автором персонажей этим же автором со­ творенный мир. «Путешествие» по едини­ цам семантического пространства памяти - исследование простой последовательности их употребления позволяет определить некоторые особенности нарративной структуры. Вот примеры из первой главы романа: Через много лет, в неожиданный год просветления, очарования, он с обмо­ рочным восторгом вспомнил ...(5); И обойные гвоздики ... были в его воспоми­ нании равноценны ... (6); Этотже тихо­ ня ... стараясь вспомнить ... каким был в школе Лужин (14), которые при первом чтении воспринимаются как знаки нарра­ тивного нетерпения - проспекции,своеоб­ разного «забегания» вперед; hq настойчи­ вое повторение мотива воспоминания заставляет читателя усомниться в совпаде­ нии композиционного начала произведе­ ния и точки отсчета повествуемой истории. И только в конце четвертой главы - в сце­ не разговора уже взрослого, уже постарев­ шего, уже превратившегося из шахматно­ го вундеркинда в шахматного маэстро Лужина с его будущей невестой - чита­ тель неожиданно обнаруживает, что это и есть точка отсчета повествуемой истории, а то, что ранее воспринималось как про- спекция является проспекцией внутри рет­ роспекции, то есть внутри вспоминаемого Лужиным прошлого. В «Защите Лужина» В. Набоков реализует повествовательный механизм, обеспечивающий переход от одной биспациальной структуры к дру­ гой. Ю. И. Левин писал, что двумирность, двупространственность, биспациальность стала инвариантом поэтического мира Набокова40. Инвариант реализуется в двух вариантах - двух типах биспациаль- ных структур: биспациальная структура типа Е / Р (Европа / Россия) воплощена в первом набоковском романе - «Машень­ ка», структура второго типа Re/Im (мир реальный / мир воображаемый) реализова­ на в «Защите Лужина»41. Мир Im - это прежде всего мир шахмат, мир шахматных представлений Лужина, мир, который за­ меняет Лужину реальность, биспациаль­ ность проявляется в смешении, соединении в сознании набоковского героя мира ре­ ального и мира воображаемого. Однако исследование текстовых реализаций лек­ сем память и воспоминание, позволившее обнаружить доминантные смысловые и образные формулы памяти / воспоминания и функциональную нагрузку эксплициро­ ванных смыслов идеосферы памяти, по­ зволяет, на наш взгляд, сделать два важных вывода: во-первых, взаимопроникновение двух миров - Re / Im - нередко осуществ­ ляется именно в пространстве памяти, во- вторых, мир текста не просто вмещает оппозиции пространства реальности и пространства памяти, хранящего преоб­ раженный работой механизма памяти об­ раз реальности, а структурируется с по­ мощью приема многомерных отражений в зеркалах памяти персонажей, что позво­ ляет говорить не только о биспациально- сти, двоемирии, но и о многомирии, поли- спациальности как одной из констант идиостиля Набокова. Примечания 1. ЧС - Частотный словарь русского языка / Под ред. JI. Н. Засориной,- М., 1977. 2. В«ЗащитеЛужина» 51 550 словоупотреблений (число округлено). 3. MAC - Словарь русского языка: В 4 т.- М., 1981. 4. Лихачев Д. С. Концептосферарусского языка // Изв. РАН. Сер. лит. и яз.- 1993-№ 1. 5. Е. В. Падучева по-другому интерпретирует этот пример: «...в сочетании вернулась па­ мять родовая категория для слова память - СПОСОБНОСТЬ: вернулась способность - нормаль­ ное сочетание, как и вернулось зрение, между тем вернулись глаза невозможно» (Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики,-М., 2004 - С. 90). 6. Кубрякова Е. С. О концептуальном анализе слова «память» // Кубрякова Е.С. Язык и зна­ ние,-М., 2004,- С. 374. 7. Тамже. - С. 376. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=