Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Единственный тихоня в классе ма ленького Лужина и тишайший, застенчи вый человек из снежного воспоминания будущей жены Лужина, безусловно, одно и то же лицо (см. другие выделенные на схе ме кореферентные компоненты: офицер, потерявший руку в Крыму - потерявший руку в пору гражданских войн, и т.д.) - у Лужина и его будущей жены общие вос поминания, но пространства памяти обоих героев не соприкасаются, вернее, соприка саются только на текстуальном уровне, в сложном плетении узоров на текстовой ткани: бывший однокашник Лужина пыта ется через много лет вспомнить его лицо, но мешает снег забвения (метафорический, особый, снег «возникает» у Набокова из снега настоящего: валит снег\), а будущая жена Лужина, по-видимому, в то же самое время вспоминает этого вспоминающего, но и ее воспоминание связано со снегом - снегом из другой референтной области, который в свою очередь делает воспоми нание зыбким, неверным. Тишайшего офицера невеста Лужина вспоминает в ря ду других лиц, задевших ее воображение, чтобы понять Лужина: «Никогда она еще не встречала близко таких людей - не с кем было его сравнить» (49) - и странным образом (выражение Набокова! - см. при меры в сопоставительной части схемы) пы тается его сравнить с персонажами из его же детства. Один из этих персонажей - общий для обоих героев учитель географии. Если в первом случае исходной точкой для вычер чивания общих линий в пространствах памя ти героев было образное представление, то здесь действуетдругая схема. Референт ГЕОГРАФ 1 Образ ГЕОГРАФА 1 1 ВПАМЯТИЛУЖИНА ВПАМЯТИНЕВЕСТЫ ЛУЖИНА Как-то, через несколько дней, между первым и третьим уроком оказалось пустое место: простудился учитель географии. Когда прошло минут пять после звонка, и никто еще не входил, наступило такое предчувствие счастья, что, казалось, сердце не выдержит, если все-таки стеклянная дверь сейчас откроется, и географ , по привычке своей почти бегом, влетит в класс (24). По дороге ему попался как раз учитель географии, который, сморкаясь и харкая на ходу, огромными шагами < ...> несся по направлению к школе. <...> учитель, как слепой ветер, понесся мимо <...>(24-25). Тут были школьные воспоминания <...> и был некий учитель географии, преподававший также и в мужском учи лище, - большеглазый белолобый человек со всклокоченными волосами, больной - говорили - чахоткой, побывавший - гово рили - в гостях у Далай-ламы, влюбленный - говорили - в одну из старших учениц, племянницу седой, голубоглазой инспек трисы, чей опрятный кабинетик был уютен своими синими обоями и белой печкой. Географ остался у нее в памяти именно на синем фоне, окруженный синим воз духом, и быстро приближался, по при вычке своей торопливо и шумно влетая в класс <...> (49). Одним из критериев художественно сти для В. Набокова была уникальность созданного писателем мира: «Самобытный автор всегда создает самобытный мир»37. Другой критерий - достоверность: мир книги может быть нереальным, фантасти ческим, но, «пока он существует, этот мир должен вызывать доверие у читателя»38. В другом месте уже цитированной лекции о «Менсфилд-парке» Джейн Остен Набоков писал: «...красота произведения искусства по-настоящему воспринимается, только когда понятно его устройство, когда мо жешь разобрать его механизм»39. «Путеше ствие» по школьным воспоминаниям невес ты Лужина позволяет выявить один из механизмов создания уникального и одно временно достоверного мира набоковско го текста: Набокова интересует мир, по мещенный в пространство памяти, мир,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=