Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ЛИНГВИСТИКА № 1, 2004 которые можно представить как карту ви­ дов (KINDS) воспоминаний: - достоверные vs. недостоверные; - оцениваемые положительно vs. отрицательно; - вызывающие положительные эмо­ ции vs. отрицательные эмоции; - относящиеся к событиям недавнего прошлого vs. имевшие место давно; - возникающие внезапно, непредна­ меренно vs. вызываемые намеренно, соз­ нательно. Большинство эпитетов, разумеется, авторские и, следовательно, как семанти­ ческие окказионализмы, свидетельствуют о «правилах» языковой игры: образный компонент значения возникает не только в результате метафорических переносов (см. примеры выше), но и за счет нерегулярных метонимических переносов (томные вос­ поминания <—воспоминания, каузирующие состояние нежной грусти, душевного том­ ления), которые у Набокова часто совме­ щаются с метафорическими переносами (, шахматные воспоминания *— воспомина­ ния о шахматной игре/деятельности + вос­ поминания, организованные по законам шахматной игры (= как бы шахматные), то есть мышление шахматными образами). Особенно интересны случаи совмещения нескольких метонимических и метафори­ ческих значений (снежное воспоминание <— воспоминание о том, что происходило зимой (когда был снег), + воспоминание- картинка, в образном ряду которого при­ сутствует (среди прочего) и снег, + белое (как бы снежное) в гамме цветных воспо­ минаний невесты Лужина + нечеткое («снег» на экране памяти)). Эпитет снеж­ ное наделен особой экспрессией благодаря внутритекстовым смысловым переклич­ кам: образ снега связан с важнейшей смы­ словой оппозицией ПАМЯТЬ —ЗАБВЕ­ НИЕ и как лейтмотив возникает в изображении модусных ситуаций воспо­ минания. На следующей схеме покажем «объединяющую работу» образа. Образ СНЕГ I Образныйряд СНЕГ ЗАБВЕНИЯ СНЕЖНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ 1 Областьреференции ЛУЖИН ЕГОШКОЛЬНЫЙ ТОВАРИЩ Область точки зрения ' СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПАМЯТИ i 1 школьного товарища невесты Лужина Лужина перестали замечать<...>, и даже единственный тихоня в классе <...>сторонился его <...>. Этот же ти­ хоня, получивший лет шесть спустя Георгиевский крест за опаснейшую разведку, а затем потерявший руку в пору гражданских войн, стараясь вспомнить <...>, каким был в школе Лужин, не мог себе его представить иначе, как со спины, то сидящего перед ним в классе, <...> то уезжающего домой на извозчике, - руки в карманах, большой пегий ранец на спине, валит снег... Он старался забежать вперед, заглянуть ему в лицо, но тот особый снег забвения, снег безмолвный и обильный , сплош ­ ной белой мутью застилал воспомина­ ние (14). И затем, в Финляндии <...> она не­ сколько раз издали видела знаменитого писателя <...>. И он остался странным образом рядом с русским офицером, впоследствии потерявшем руку в Кры ­ му, - тишайшим , застенчивым челове­ ком, с которым она летом играла в теннис, зимой бегала на лыжах, и при этом снежном воспоминании всплывала вдруг опять на фоне ночи дача знаменитого пи­ сателя, где он и умер, расчищенная до­ рожка, сугробы, освещенные электриче­ ством, призрачные полоски на темном снегу (50).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=