Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ЛИНГВИСТИКА № 1, 2004 которые можно представить как карту ви дов (KINDS) воспоминаний: - достоверные vs. недостоверные; - оцениваемые положительно vs. отрицательно; - вызывающие положительные эмо ции vs. отрицательные эмоции; - относящиеся к событиям недавнего прошлого vs. имевшие место давно; - возникающие внезапно, непредна меренно vs. вызываемые намеренно, соз нательно. Большинство эпитетов, разумеется, авторские и, следовательно, как семанти ческие окказионализмы, свидетельствуют о «правилах» языковой игры: образный компонент значения возникает не только в результате метафорических переносов (см. примеры выше), но и за счет нерегулярных метонимических переносов (томные вос поминания <—воспоминания, каузирующие состояние нежной грусти, душевного том ления), которые у Набокова часто совме щаются с метафорическими переносами (, шахматные воспоминания *— воспомина ния о шахматной игре/деятельности + вос поминания, организованные по законам шахматной игры (= как бы шахматные), то есть мышление шахматными образами). Особенно интересны случаи совмещения нескольких метонимических и метафори ческих значений (снежное воспоминание <— воспоминание о том, что происходило зимой (когда был снег), + воспоминание- картинка, в образном ряду которого при сутствует (среди прочего) и снег, + белое (как бы снежное) в гамме цветных воспо минаний невесты Лужина + нечеткое («снег» на экране памяти)). Эпитет снеж ное наделен особой экспрессией благодаря внутритекстовым смысловым переклич кам: образ снега связан с важнейшей смы словой оппозицией ПАМЯТЬ —ЗАБВЕ НИЕ и как лейтмотив возникает в изображении модусных ситуаций воспо минания. На следующей схеме покажем «объединяющую работу» образа. Образ СНЕГ I Образныйряд СНЕГ ЗАБВЕНИЯ СНЕЖНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ 1 Областьреференции ЛУЖИН ЕГОШКОЛЬНЫЙ ТОВАРИЩ Область точки зрения ' СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПАМЯТИ i 1 школьного товарища невесты Лужина Лужина перестали замечать<...>, и даже единственный тихоня в классе <...>сторонился его <...>. Этот же ти хоня, получивший лет шесть спустя Георгиевский крест за опаснейшую разведку, а затем потерявший руку в пору гражданских войн, стараясь вспомнить <...>, каким был в школе Лужин, не мог себе его представить иначе, как со спины, то сидящего перед ним в классе, <...> то уезжающего домой на извозчике, - руки в карманах, большой пегий ранец на спине, валит снег... Он старался забежать вперед, заглянуть ему в лицо, но тот особый снег забвения, снег безмолвный и обильный , сплош ной белой мутью застилал воспомина ние (14). И затем, в Финляндии <...> она не сколько раз издали видела знаменитого писателя <...>. И он остался странным образом рядом с русским офицером, впоследствии потерявшем руку в Кры му, - тишайшим , застенчивым челове ком, с которым она летом играла в теннис, зимой бегала на лыжах, и при этом снежном воспоминании всплывала вдруг опять на фоне ночи дача знаменитого пи сателя, где он и умер, расчищенная до рожка, сугробы, освещенные электриче ством, призрачные полоски на темном снегу (50).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=