Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого испытал, войдя наутро в класс и увидев любо пытные, все проведавшие глаза (37). (25) И Лужин, отказавшись дать обе щанный сеанс игры вслепую, уехал в то оче видное место, которое ему сразу представи лось, когда врач упомянул о зелени, и даже был смутно благодарен угодливому воспо минанию, которое так кстати назвало нуж ный курорт, взяло на себя все заботы (55). Воспоминания в романе, функцио нальны35 и в этом смысле могут быть при равнены к событиям: угодливое воспомина ние Лужина выполняет сюжетообразующую функцию, каузируя развитие (с приездом Лужина на немецкий курорт связана цепь событий - знакомство с будущей невестой, женитьба и т.д.) сюжета очевидного и, про черчивая линию сюжета, подлинного3 - возвращение в тот городок, где шестна дцать лет назад он жил с отцом и где, бу дучи четырнадцатилетним вундеркиндом, одержал свои первые крупные победы («Вот видите эти окошки, - сказал он, ука зывая тростью на крыло гостиницы. —Там имел место тогда турнирчик. Играли со лиднейшие немецкие игроки. Мне было четырнадцать лет. Третий приз,, да, третий приз» (39)), становится исходным пунктом в череде тех повторений, защиту от кото рых Лужину так и не удастся построить: «Трудно, очень трудно (будет думать Лу жин много позже. —Г. Б.) заранее предви деть следующее повторение, но еще не много - все станет ясным, и, быть может, найдется защита» (145). Смысловая парадигма воспоминания в чем-то повторяет парадигму памяти, реали зуя образные инварианты ВОСПОМИНА НИЕ-ПРОСТРАНСТВО, ВОСПОМИНА НИЕ-МЕХАНИЗМ, ВОСПОМИНАНИЕ- ОРУДИЕ (примеры выше), ВОСПОМИНА НИЕ - ЧЕЛОВЕК (см. (25)), добавляет новые краски в реализацию инвариантной формулы ПАМЯТЬ-КАРТИНА, развивая параллель ПАМЯТЬ-ТВОРЧЕСТВО (примеры 26, 27); несмотря на сохраняющуюся приоритетность зрительного кода в образной системе воспо минания, подключаются и другие коды - слу ховой (см. (20)) и вкусовой (в (28) реализова на образная формула ВОСПОМИНАНИЕ- ПИРОГ из инвариантной парадигмы МЕНТАЛЬНОЕ - ЕДА, ПИЩА): (26) Ярче всего перед его глазами стояло вот это, писательским воображением слегка р тушированное, воспоминание : светлый зал, два ряда столиков, на столиках шахматные доски (42). (27) Стилизованности воспоминания писательЛужин сам не заметил. (28) Воспоминание пропитано было солнцем и сладко-чернильным вкусом тех лакричных палочек, которые она дробила ударами перочинного ножа иубеждала держать подязыком (5). В тексте воспоминание / воспомина ния, в отличие от памяти, «снабжены» эпитетами, которые формируют оппози- тивную зону текстового пространства памя ти, вступая в антонимические отношения: - ‘достоверность’: безошибочное вос поминание vs. ретушированное воспомина ние-, — ‘время’, ‘период жизни’: школьные воспоминания vs. воспоминания детства vs. шахматные воспоминания; — ‘оценка’, ‘эмоциональное воспри ятие’: томные воспоминания vs. воспоми нания непривлекательные, постыдные воспоминания. Эпитет-антоним может быть не экс плицирован (словесно не выражен), но имплицитно «подсказан». Так, в примере (29) ограничительная частица только пе ред определением личные имплицирует смысловую оппозицию ‘касающиеся лич ной жизни вспоминающего’ (в данном случае - писателя Лужина) и ‘не связанные с жизнью других людей’ (здесь - с жизнью сына); в (30) эпитет неожиданный (‘быст ро, внезапно возникший’, ‘непреднамерен ный’) предполагает оппозитив ожидаемый (‘вызываемый в памяти сознательно’): (29) Дальше следовали воспоминания только личные, воспоминания непривлека тельные, Бог с ними, голод, арест, Бог с ними <...>(44). (30) Бессмысленная игра с соломенной шляпой, молчание, удивленные, блестящие глаза матери, неожиданное воспоминание о том, как он на днях плакал, обняв паровое отопление, - всеэтобылооченьтяжеловынести (61). Таким образом, эпитеты воспомина ния задают систему значимых оппозиций,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=