Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого испытал, войдя наутро в класс и увидев любо­ пытные, все проведавшие глаза (37). (25) И Лужин, отказавшись дать обе­ щанный сеанс игры вслепую, уехал в то оче­ видное место, которое ему сразу представи­ лось, когда врач упомянул о зелени, и даже был смутно благодарен угодливому воспо­ минанию, которое так кстати назвало нуж­ ный курорт, взяло на себя все заботы (55). Воспоминания в романе, функцио­ нальны35 и в этом смысле могут быть при­ равнены к событиям: угодливое воспомина­ ние Лужина выполняет сюжетообразующую функцию, каузируя развитие (с приездом Лужина на немецкий курорт связана цепь событий - знакомство с будущей невестой, женитьба и т.д.) сюжета очевидного и, про­ черчивая линию сюжета, подлинного3 - возвращение в тот городок, где шестна­ дцать лет назад он жил с отцом и где, бу­ дучи четырнадцатилетним вундеркиндом, одержал свои первые крупные победы («Вот видите эти окошки, - сказал он, ука­ зывая тростью на крыло гостиницы. —Там имел место тогда турнирчик. Играли со­ лиднейшие немецкие игроки. Мне было четырнадцать лет. Третий приз,, да, третий приз» (39)), становится исходным пунктом в череде тех повторений, защиту от кото­ рых Лужину так и не удастся построить: «Трудно, очень трудно (будет думать Лу­ жин много позже. —Г. Б.) заранее предви­ деть следующее повторение, но еще не­ много - все станет ясным, и, быть может, найдется защита» (145). Смысловая парадигма воспоминания в чем-то повторяет парадигму памяти, реали­ зуя образные инварианты ВОСПОМИНА­ НИЕ-ПРОСТРАНСТВО, ВОСПОМИНА­ НИЕ-МЕХАНИЗМ, ВОСПОМИНАНИЕ- ОРУДИЕ (примеры выше), ВОСПОМИНА­ НИЕ - ЧЕЛОВЕК (см. (25)), добавляет новые краски в реализацию инвариантной формулы ПАМЯТЬ-КАРТИНА, развивая параллель ПАМЯТЬ-ТВОРЧЕСТВО (примеры 26, 27); несмотря на сохраняющуюся приоритетность зрительного кода в образной системе воспо­ минания, подключаются и другие коды - слу­ ховой (см. (20)) и вкусовой (в (28) реализова­ на образная формула ВОСПОМИНАНИЕ- ПИРОГ из инвариантной парадигмы МЕНТАЛЬНОЕ - ЕДА, ПИЩА): (26) Ярче всего перед его глазами стояло вот это, писательским воображением слегка р тушированное, воспоминание : светлый зал, два ряда столиков, на столиках шахматные доски (42). (27) Стилизованности воспоминания писательЛужин сам не заметил. (28) Воспоминание пропитано было солнцем и сладко-чернильным вкусом тех лакричных палочек, которые она дробила ударами перочинного ножа иубеждала держать подязыком (5). В тексте воспоминание / воспомина­ ния, в отличие от памяти, «снабжены» эпитетами, которые формируют оппози- тивную зону текстового пространства памя­ ти, вступая в антонимические отношения: - ‘достоверность’: безошибочное вос­ поминание vs. ретушированное воспомина­ ние-, — ‘время’, ‘период жизни’: школьные воспоминания vs. воспоминания детства vs. шахматные воспоминания; — ‘оценка’, ‘эмоциональное воспри­ ятие’: томные воспоминания vs. воспоми­ нания непривлекательные, постыдные воспоминания. Эпитет-антоним может быть не экс­ плицирован (словесно не выражен), но имплицитно «подсказан». Так, в примере (29) ограничительная частица только пе­ ред определением личные имплицирует смысловую оппозицию ‘касающиеся лич­ ной жизни вспоминающего’ (в данном случае - писателя Лужина) и ‘не связанные с жизнью других людей’ (здесь - с жизнью сына); в (30) эпитет неожиданный (‘быст­ ро, внезапно возникший’, ‘непреднамерен­ ный’) предполагает оппозитив ожидаемый (‘вызываемый в памяти сознательно’): (29) Дальше следовали воспоминания только личные, воспоминания непривлека­ тельные, Бог с ними, голод, арест, Бог с ними <...>(44). (30) Бессмысленная игра с соломенной шляпой, молчание, удивленные, блестящие глаза матери, неожиданное воспоминание о том, как он на днях плакал, обняв паровое отопление, - всеэтобылооченьтяжеловынести (61). Таким образом, эпитеты воспомина­ ния задают систему значимых оппозиций,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=