Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ЛИНГВИСТИКА № 1,2004 Итак, анализ текстовых реализаций разных лексем полисеманта память позво ляет сделать вывод о значимости всех смысловых узлов одноименного фрейма. В исследованном корпусе текстовых реали заций не обнаружено, пожалуй, только расширительного употребления1 памяти - в значении ‘сознание вообще; способность осмысленно воспринимать действитель ность и ориентироваться в ней’. Обозна ченный смысл реализуется на уровне тек стового фрагмента: в «Защите Лужина» есть чрезвычайно сильный с точки зрения поэтического воплощения эпизод, изобра жающий диктумную ситуацию, которую можно обозначить весьма прозаично, в ду хе компьютерной терминологии, как «пе резагрузка сознания». После тяжелой бо лезни Лужин возвращается из долгого путешествия, и райская пустота, в кото рой витают его прозрачные мысли (93), постепенно заполняется: «То, что его жизнь, прежде всего озарилась именно с этой стороны, облегчило его возвраще ние. <...> Произошел нежный оптический обман: он вернулся в жизнь не с той сто роны, откуда выш ел , и работу по рас пределению его воспоминаний взяло на себя то удивительное счастье, которое первым встретило его» (93). Весьма по казательно, что возвращение в жизнь свя зано с распределением воспоминаний — теперь пространство памяти Лужина рас пределено между шахматными воспомина ниями и воспоминаниями детства. Тексто вое же смысловое пространство памяти эксплицируется лексическими единицами, связанными с ядерным словом прежде все го парадигматическими (синонимические отношения: память - воспоминание; пар титивные отношения: память (целое, вме стилище) - воспоминание (часть, единица хранения); антонимические: память - заб вение) и деривационными (помнить —► па мять, вспомнить —* воспоминание) отно шениями. Не имея возможности в рамках не большой статьи подробно остановиться на текстовых функциях всех единиц смыслово го поля, обратимся к краткому анализу тек стовых реализаций лексемы воспоминание, что необходимо с точки зрения полноты представления текстовой «карты памяти». Сочетаемость лексемы воспоминание может повторять сочетаемость памяти'. тогда воспоминание метонимически заме щает память-механизм или память-орган, а в воспоминании = ‘в памяти’, но с сущест венной семантической добавкой ‘в свет лой зоне’. Сравним: (20) И обойные гвоздики, которые он однажды положил на плетеное сидение кресла, предназначенного принять с рассыпчатым по трескиванием ее грузный круп, были в его воспоминании равноценны и солнцу, и шуму сада, и комару, который, присосавшись к его ободранному колену, поднимал в блаженстве рубиновое брюшко (6). (21) Как раз накануне этой войны, кото рая так мешала воспоминанию работать на стройную литературную фабулу, он, с сыном и сВалентиновым, уехал опять за границу (43). Однако в тексте лексема воспомина ние в основном реализует значение едини цы хранения памяти - «то, что сохраня ется в памяти; мысленное воспроизведение этого, возобновление представлений»34, например: (22) Она выражала собой все то ласковое и обольстительное, что можно было извлечь из воспоминаний детства, - словно пятна света, рассеянные по тропинкам сада на мызе, срос лись теперь в одно теплое, цельное сияние (6). (23) Тут былишкольные воспоминания, - женская гимназия в Петербурге с необычным плющом по фасаду на короткой, пыльной, бес- трамвайной улице (49). Воспоминания - отнюдь не пассив ные единицы хранения, это и орудие вос создания событий прошлого, восстановле ния их последовательности и причинно- следственных связей между ними (пример 24), и каузатор будущих событий - тонкий инструмент в руках судьбы (пример 25): (24) Лужин помнил одно совершенно ясно—боязнь, которую он испытывал в школе, боязнь, что узнают о его даре и засмеют его, - и впоследствии, орудуя этим безошибочным воспоминанием, он рассудил, что после пар тии, сыгранной на вечеринке, он в школе, должно быть, больше не бывал, ибо, помня все содрогания своего детства, он не мог предста вить себе то ужасное ощущение, которое бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=