Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ЛИНГВИСТИКА № 1,2004 Итак, анализ текстовых реализаций разных лексем полисеманта память позво­ ляет сделать вывод о значимости всех смысловых узлов одноименного фрейма. В исследованном корпусе текстовых реали­ заций не обнаружено, пожалуй, только расширительного употребления1 памяти - в значении ‘сознание вообще; способность осмысленно воспринимать действитель­ ность и ориентироваться в ней’. Обозна­ ченный смысл реализуется на уровне тек­ стового фрагмента: в «Защите Лужина» есть чрезвычайно сильный с точки зрения поэтического воплощения эпизод, изобра­ жающий диктумную ситуацию, которую можно обозначить весьма прозаично, в ду­ хе компьютерной терминологии, как «пе­ резагрузка сознания». После тяжелой бо­ лезни Лужин возвращается из долгого путешествия, и райская пустота, в кото­ рой витают его прозрачные мысли (93), постепенно заполняется: «То, что его жизнь, прежде всего озарилась именно с этой стороны, облегчило его возвраще­ ние. <...> Произошел нежный оптический обман: он вернулся в жизнь не с той сто­ роны, откуда выш ел , и работу по рас­ пределению его воспоминаний взяло на себя то удивительное счастье, которое первым встретило его» (93). Весьма по­ казательно, что возвращение в жизнь свя­ зано с распределением воспоминаний — теперь пространство памяти Лужина рас­ пределено между шахматными воспомина­ ниями и воспоминаниями детства. Тексто­ вое же смысловое пространство памяти эксплицируется лексическими единицами, связанными с ядерным словом прежде все­ го парадигматическими (синонимические отношения: память - воспоминание; пар­ титивные отношения: память (целое, вме­ стилище) - воспоминание (часть, единица хранения); антонимические: память - заб­ вение) и деривационными (помнить —► па­ мять, вспомнить —* воспоминание) отно­ шениями. Не имея возможности в рамках не­ большой статьи подробно остановиться на текстовых функциях всех единиц смыслово­ го поля, обратимся к краткому анализу тек­ стовых реализаций лексемы воспоминание, что необходимо с точки зрения полноты представления текстовой «карты памяти». Сочетаемость лексемы воспоминание может повторять сочетаемость памяти'. тогда воспоминание метонимически заме­ щает память-механизм или память-орган, а в воспоминании = ‘в памяти’, но с сущест­ венной семантической добавкой ‘в свет­ лой зоне’. Сравним: (20) И обойные гвоздики, которые он однажды положил на плетеное сидение кресла, предназначенного принять с рассыпчатым по­ трескиванием ее грузный круп, были в его воспоминании равноценны и солнцу, и шуму сада, и комару, который, присосавшись к его ободранному колену, поднимал в блаженстве рубиновое брюшко (6). (21) Как раз накануне этой войны, кото­ рая так мешала воспоминанию работать на стройную литературную фабулу, он, с сыном и сВалентиновым, уехал опять за границу (43). Однако в тексте лексема воспомина­ ние в основном реализует значение едини­ цы хранения памяти - «то, что сохраня­ ется в памяти; мысленное воспроизведение этого, возобновление представлений»34, например: (22) Она выражала собой все то ласковое и обольстительное, что можно было извлечь из воспоминаний детства, - словно пятна света, рассеянные по тропинкам сада на мызе, срос­ лись теперь в одно теплое, цельное сияние (6). (23) Тут былишкольные воспоминания, - женская гимназия в Петербурге с необычным плющом по фасаду на короткой, пыльной, бес- трамвайной улице (49). Воспоминания - отнюдь не пассив­ ные единицы хранения, это и орудие вос­ создания событий прошлого, восстановле­ ния их последовательности и причинно- следственных связей между ними (пример 24), и каузатор будущих событий - тонкий инструмент в руках судьбы (пример 25): (24) Лужин помнил одно совершенно ясно—боязнь, которую он испытывал в школе, боязнь, что узнают о его даре и засмеют его, - и впоследствии, орудуя этим безошибочным воспоминанием, он рассудил, что после пар­ тии, сыгранной на вечеринке, он в школе, должно быть, больше не бывал, ибо, помня все содрогания своего детства, он не мог предста­ вить себе то ужасное ощущение, которое бы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=