Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ЛИНГВИСТИКА № 1, 2004 Исследование особенностей функ ционирования единиц-фаворитов позволя ет перейти от изучения идиолекта к изуче нию идиостиля - системе доминантных принципов вербализации индивидуального художественного мира. Прежде чем непосредственно обра титься к рассмотрению смысловой и об разной парадигм памяти в тексте «Защиты Лужина», что и является основной задачей этой статьи, необходимо несколько слов сказать о значении памяти в русской язы ковой картине мира. Обыденное представ ление о памяти отражают толковые слова ри. В MAC фиксируется несколько значений полисеманта память : первое, исходное, определяется как «способность сохранять, воспроизводить в сознании прежние впечатления», второе - «воспо минание о ком-, чем-л.» и третье - «спо собность осмысленно воспринимать окру жающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; сознание»; кроме того, даются оттенки значений: метонимически связанное с первым - «запас хранимых в сознании впе чатлений» и как оттенок второго - образо ванное в результате сужения исходного зна чения «воспоминание обумершем»3. Итак, концептосфера, или, по Д. С. Лихачеву, идеосфера4, памяти со стоит из нескольких взаимосвязанных узлов - ядерных смысловых компонен тов: ‘способность’—» ‘сознание’, ‘воспро изведение впечатлений’ —*■‘запас впечат лений’, ‘воспоминание’ —* ’воспоминание об умершем’. Как видим, в смысловой структуре слова сдвиги значений осущест вляются на основе сужения/расширения; важно подчеркнуть, что память, отождест вляясь с сознанием, концептуализируется русским языком как важнейшая интеллек туальная способность человека (ср. отсут ствие в семантической структуре других имен, называющих интеллектуальные спо собности или ментальные состояния, по добных метонимических переносов: быть без памяти (= сознания) или вернулась па мять (= сознание)5 и * быть без вообра жения, интуиции и т.д.). В этой связи Е. С. Кубрякова отмечает синонимию па мяти и сознания. Лексикографические описания не фиксируют таких компонен тов значения этого слова, как ‘вместили ще’, ‘орган’, ‘единица’, однако на основа нии анализа употребления слова память (память подвела/отказала, вмоей памяти, память хорошо/плохо работает, память сердца/слова, хранить в памяти - извле кать из нее и т.д.) Е. С. Кубрякова делает вывод о том, что «концепт LOC становит ся главным для конструкций в обыденной речи <...>, фактически он маркирует ог ромное количество случаев употребления слова. Именно это осмысление служит мо тивом для сравнения памяти с библиоте кой, и Аристотелю принадлежит мысль о том, что обращение к памяти равносильно поиску нужного тома книги»6. В «когни тивную карту» слова память Е. С. Кубря кова включает еще один локативный ком понент - концепт LOCi (орган памяти), а также концепты, связанные с функциями памяти: RESULT, INSTR, OPER, OR GANIZATION, KINDS, - отмечая при этом, что «указанные в схеме концепты служат посредниками между “готовым” интенсионалом и “рождающимся” в упот реблении слова новым экстенсионалом» 1. Важно подчеркнуть, что ученый говорит о складывающейся в условиях сегодняшних дискурсивных практик перестройке идео сферы памяти. Интересно также отметить взаимодействие конкретных и абстракт ных, образных и необразных представле ний в концептосфере памяти : от метафо рического держать в памяти к LOC2 (вместилище), от поэтизма память сердца к LOCi (орган) и т.д. Таким образом зада ваемый языком «набор образов», закреп ленный узусом, создает информационное поле, или, по Е. С. Кубряковой, когнитив ную карту слова. Иными словами, концеп туализация нематериальных, психических сущностей осуществляется через их упо добление сущностям материальным. Как писала Н. Д. Арутюнова, «поскольку внут ренний мир человека моделируется по об разцу внешнего, материального мира, ос новным источником психологической лексики является лексика “физическая”, используемая во вторичных, метафориче ских смыслах»8. В знаменитой работе «Метафоры, которыми мы живем» Д. Jla- кофф и М. Джонсон писали о роли мета форы: «...понятие упорядочивается мета форически, соответствующая деятельность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=