Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ЛИНГВИСТИКА № 1, 2004 Исследование особенностей функ­ ционирования единиц-фаворитов позволя­ ет перейти от изучения идиолекта к изуче­ нию идиостиля - системе доминантных принципов вербализации индивидуального художественного мира. Прежде чем непосредственно обра­ титься к рассмотрению смысловой и об­ разной парадигм памяти в тексте «Защиты Лужина», что и является основной задачей этой статьи, необходимо несколько слов сказать о значении памяти в русской язы­ ковой картине мира. Обыденное представ­ ление о памяти отражают толковые слова­ ри. В MAC фиксируется несколько значений полисеманта память : первое, исходное, определяется как «способность сохранять, воспроизводить в сознании прежние впечатления», второе - «воспо­ минание о ком-, чем-л.» и третье - «спо­ собность осмысленно воспринимать окру­ жающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; сознание»; кроме того, даются оттенки значений: метонимически связанное с первым - «запас хранимых в сознании впе­ чатлений» и как оттенок второго - образо­ ванное в результате сужения исходного зна­ чения «воспоминание обумершем»3. Итак, концептосфера, или, по Д. С. Лихачеву, идеосфера4, памяти со­ стоит из нескольких взаимосвязанных узлов - ядерных смысловых компонен­ тов: ‘способность’—» ‘сознание’, ‘воспро­ изведение впечатлений’ —*■‘запас впечат­ лений’, ‘воспоминание’ —* ’воспоминание об умершем’. Как видим, в смысловой структуре слова сдвиги значений осущест­ вляются на основе сужения/расширения; важно подчеркнуть, что память, отождест­ вляясь с сознанием, концептуализируется русским языком как важнейшая интеллек­ туальная способность человека (ср. отсут­ ствие в семантической структуре других имен, называющих интеллектуальные спо­ собности или ментальные состояния, по­ добных метонимических переносов: быть без памяти (= сознания) или вернулась па­ мять (= сознание)5 и * быть без вообра­ жения, интуиции и т.д.). В этой связи Е. С. Кубрякова отмечает синонимию па­ мяти и сознания. Лексикографические описания не фиксируют таких компонен­ тов значения этого слова, как ‘вместили­ ще’, ‘орган’, ‘единица’, однако на основа­ нии анализа употребления слова память (память подвела/отказала, вмоей памяти, память хорошо/плохо работает, память сердца/слова, хранить в памяти - извле­ кать из нее и т.д.) Е. С. Кубрякова делает вывод о том, что «концепт LOC становит­ ся главным для конструкций в обыденной речи <...>, фактически он маркирует ог­ ромное количество случаев употребления слова. Именно это осмысление служит мо­ тивом для сравнения памяти с библиоте­ кой, и Аристотелю принадлежит мысль о том, что обращение к памяти равносильно поиску нужного тома книги»6. В «когни­ тивную карту» слова память Е. С. Кубря­ кова включает еще один локативный ком­ понент - концепт LOCi (орган памяти), а также концепты, связанные с функциями памяти: RESULT, INSTR, OPER, OR­ GANIZATION, KINDS, - отмечая при этом, что «указанные в схеме концепты служат посредниками между “готовым” интенсионалом и “рождающимся” в упот­ реблении слова новым экстенсионалом» 1. Важно подчеркнуть, что ученый говорит о складывающейся в условиях сегодняшних дискурсивных практик перестройке идео­ сферы памяти. Интересно также отметить взаимодействие конкретных и абстракт­ ных, образных и необразных представле­ ний в концептосфере памяти : от метафо­ рического держать в памяти к LOC2 (вместилище), от поэтизма память сердца к LOCi (орган) и т.д. Таким образом зада­ ваемый языком «набор образов», закреп­ ленный узусом, создает информационное поле, или, по Е. С. Кубряковой, когнитив­ ную карту слова. Иными словами, концеп­ туализация нематериальных, психических сущностей осуществляется через их упо­ добление сущностям материальным. Как писала Н. Д. Арутюнова, «поскольку внут­ ренний мир человека моделируется по об­ разцу внешнего, материального мира, ос­ новным источником психологической лексики является лексика “физическая”, используемая во вторичных, метафориче­ ских смыслах»8. В знаменитой работе «Метафоры, которыми мы живем» Д. Jla- кофф и М. Джонсон писали о роли мета­ форы: «...понятие упорядочивается мета­ форически, соответствующая деятельность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=