Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ № 1,2004 взглядом на вещи); речь Феодосия Комита открывается «золотым стихом»: Tantane devictis tumuit dementia Mauris? (330). He говоря об их очевидном сходстве, заметим лишь, что им эксплицирована знамена­ тельная параллель между стоящими в клаузуле «маврами» и «нравами», дающая тему и для этнографического экскурса в речи Гонория солдатам, и для инвектив Гильдону в речах Африки, Феодосия Ве­ ликого и Гонория. Симптоматична - в отношении того, какими средствами Кпавдиан конструирует образ Стилихона - одна композиционная подробность. Феодосий Великий, укоряя Аркадия за попрание pietas в отношениях с братом (240), выставляет в качестве преце­ дента из греческой мифологии преступле­ ния царского дома Фив (Лай и Эдип и в особенности Этеокл и Полиник) и Микен (Атрей и Фиест) и, не разворачивая этого примера, тут же переходит к теме опалы Стилихона: «Да не случится, молю: злоб­ ных Фив и Микен се достойно; / Пусть на мавров сей грех прейдет. - Что тяготы тер­ пит / Наш Стилихон?» (ст. 287-289). В ре­ чи Стилихона получают развернутое во­ площение оба упомянутых Феодосием примера, но в разных аспектах: 1) сначала микенский (399-402), причем так, что апо- тропеическая формула Феодосия - ‘in Mauros hoc crimen eat’ (288) - здесь прямо осуществляется в рассказе о злодеяниях Гильдона по отношению к брату. Один и тот же мифологический exemplum, обрам­ ляя весь «императорский» эпизод, высту­ пает как укор и остережение в речи Феодо­ сия и как парадигма для нынешнего «африканского нечестия» в речи Стилихо­ на - нечестия, разумеется, поучительного для братьев-императоров. Этот пример ос­ тается во всех отношениях отрицательным, это путь злодейств и богопротивной мсти­ тельности; 2) затем фиванский (ст. 404- 407), который у Клавдиана с большой по­ этической изобретательностью повернут положительной стороной: на передний план выходит сила, благодаря которой с исторической сцены устраняется ситуация, созданная нечестием, и эта сила - не на­ званное Стилихоном по имени, почтенное вАфинах алтаремМилосердие (греч. eleos, лат. dementia); непогребенные дети Мас- цезеля ассоциируются с погибшими участ­ никами похода Семерых против Фив, а Го- норий - с Тесеем, призванным аргосскими женами восстановить справедливость (те­ ма XII книги «Фиваиды» Стация). Сравнив двух Феодосиев (отца и сына!) «по сходст­ ву» с образцовой братской парой из гре­ ческого мифологического арсенала (ст. 219-222), Клавдиан устами Стилихо­ на для Аркадия и Гонория делает сравне­ ние «по контрасту» с братьями Гильдо- ном иМасцезелем. Больше никто в Gild, не прибегает к греческой мифологии как источнику нрав­ ственных и политических прецедентов, что делает эти два соотнесенных случая особо отмеченными, и поскольку внутри эпизода «диалогов в императорской семье» - и внутри поэмы в целом - Феодосий Вели­ кий и Стилихон нигде не выведены об­ щающимися друг с другом, сходство их речей должно знаменовать их особую бли­ зость и общность статуса: оба они —«от­ цы» по отношению к нынешним императо­ рам (genitor, обращается Аркадий к отцу, ст. 321; sancte pater, называет Гонорий сво­ его тестя Стилихона, ст. 354; tunc ipse paterna / successit pietate mihi, говорит о Сти- лихоне Феодосий, 301-302), и нерушимость императорского благочестия должна быть под их неусыпным блюдением. Отметим некоторые пункты про­ странственной организации. В первой сце­ не две богини поднимаются на Олимп и обращаются к Юпитеру, который отвечает «с высокого престола» (alto... solio: 201 sq.). Это общение неравноправных: движение и речи просителей - снизу вверх, ответ Юпитера - сверху вниз. Сцена «диа­ логов в императорской семье»: Феодосий Великий спускается (inlapsus: 226) в Кон­ стантинополь, Феодосий Комит вступает (ingreditur: 327) в спальню Гонория, лежа­ щего на кровати (fusus: 327), и стоит у него при главе (adsistit capiti: 329). Помимо нис­ хождения божественного, тектонически подчеркнута инициативность стоящего по контрасту с пассивной восприимчивостью лежащего. Отсутствуют пространственные характеристики в ремарках диалога со Стилихоном (равноправие партнеров) и, напротив, четко выявлены в эпизоде с вой­ сками: Гонорий говорит, стоя на насыпи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=