Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ № 1,2004 лическим отношениям между людьми и вещами, и «горе тому, кто отвергает по рядок, как будто он представляет для ис толкователя некое интеллектуальное ис кушение: тогда книга расслаивается, распадается, утрачивает всякую коммуни кативную способность»33. Вообще поэтика «символйческих со ответствий», отталкиваясь от «общей рам ки средневекового Порядка», размышляет Эко, напрямую обращается к принципам поэтики Малларме (звуковые аналогии, ономатопеи, нарушения синтаксиса, быст рые ассоциации идей, «настоящие» и «подлинные» символы). Эко пытается разобраться в причи нах разнообразных (часто взаимоисклю чающих друг друга) трактовок «Улисса» (роман как эталон импрессионизма; как пример экспрессионизма; как явление «ку- бистической» прозы; как предвосхищение «языка кинематографа»). В конечном же счете, заключает Эко, «’’Улисс” спасается именно как чисто повествовательное про изведение, как эпический рассказ, и пара доксальным образом он выживает как пункт прибытия великой романтической традиции, как последний “хорошо сделан ный” роман, последний великий театр, в котором человеческие фигуры, историче ские события и целое общество движутся во всей полноте действия»34. Как никакое другое литературное яв ление, «Улисс» вызвал (и продолжает вы зывать) многочисленные интерпретации, опровергая таким образом точку зрения некоторых интеллектуалов (модернистов и постмодернистов в том числе) об очень скорой «смерти романа» как жанра. Примечания 1. Набоков Владимир. Джеймс Джойс (1882-1941). «Улисс» (1922) // Набоков Владимир Владимирович. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ.; Под ред. В. А. Харитонова. - М.: Независимая Газ., 1998. - С. 372-373. 2. Тамже. - С. 455. 3. Мотылева Т. Внутренний монолог и «поток сознания» //Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. - М.: Сов. писатель, 1966. - С. 288. 4. Анастасьев Николай. Всё во всём («Улисс» Джеймса Джойса) //Юность. - 1991. - № 8. - С. 30. 5. Тамже. 6. Тамже. 7. Тамже. - С. 31 . 8. Тамже. 9. Арагон Луи. Социалистический реализм и реализм французский // Писатели Франции о литературе: Сб. ст. - М.: Прогресс, 1978. - С. 214. 10. Цитаты из статьи Т. С. Элиота «’’Улисс”, порядок и миф» приведены по следующему источнику: Иностранная лит. - 1988. - № 12. - С. 226-228. 11. Белозерова Н. Н. К вопросу о художественном времени в произведениях Джеймса Джойса // Вест. Ленингр. ун-та. Сер. 2. История. Языкознание. Литературоведение. Вып. 2. - Л.: Изд-воЛенингр. ун-та, 1988. - С. 38. 12. Тамже. - С. 39. 13. Анастасьев Н. Феномен Владимира Набокова // Иностранная лит. - 1987. - № 5. - С. 222. 14. Вулф Томас. История одного романа // Писатели США о литературе: Сб. ст. - М.: Про гресс, 1974. - С. 263-264. 15. Тамже. - С. 248. 16. Тамже. - С. 270-271. 17. Мейлер Норман. О некоторых детях богини // Писатели США о литературе: Сб. ст. - М.: Прогресс, 1974. - С. 333. 18. Вулф В. Современная литература // Писатели Англии о литературе. - М.: Прогресс, 1981.-С. 278-279. 19. Михальская Н. П., Аникин Г. В. Английская литература 20 века. - М.: Высш. шк., 1982. -С. 74.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=