Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого бов познания мира. Чтобы познать мир, надо прежде всего познать свою собственную страну. Это познание и составляет то, что я называю “французским реализмом”»9. По Элиоту, сюжетная соотнесен­ ность с «Одиссеей» приобретает статус «научного открытия». Мифологический контекст позволил Джойсу «взять под кон­ троль, упорядочить, придать форму и зна­ чение необозримой панораме пустоты и анархии, каковой является современная история. Это метод, черты которого уже были угаданы г-ном Йейтсом и необходи­ мость которого г-н Йейтс осознал, думаю, первым из современников. Это метод, бу­ дущее которого обещает быть благоприят­ ным». Действительно, «магия поэтическо­ го театра и поэзии» классика ирландской литературы Уильяма Батлера Йейтса («Пе­ рекрестки», «Роза», «Ветер в камышах», «Дикие лебеди в Куле») зиждется в том чис­ ле и на органичном «включении» мифологи­ ческихпластов в авторскую поэтику. Элиот убежден в перспективности эстетических открытий Джойса: «Теперь, вместо метода повествовательного, мы можем пользоваться методом мифологиче­ ским. И я вполне серьезно считаю, что это шаг к тому, чтобы сделать современный мир доступным для искусства, шаг к по­ рядку и форме, к которым так искренне стремится г-н Олдингтон»10. Правота последнего утверждения Элиота подтверждается фактом интенсив­ ного развития такой жанровой формы, как «мифологический роман», наиболее со­ держательные образцы которого явила ми­ ру Латинская Америка (А. Б. Касарес: «Сон героев», «Дневник войны со свинья­ ми»; X. Кортасар: «Выигрыши», «Игра в классики», «Книга Мануэля»; Т. Э. Марти­ нес: «Смерть - общее место», «Рука хозяи­ на»; А. Поссе: «Райские псы», «Путешест­ венник в Агарту»; М. Пуиг: «Поцелуй женщины-паука», «Падает тропическая ночь»; Г. Г. Маркес: «Осень патриарха», «Сто лет одиночества», «Последнее путе­ шествие корабля-призрака»). Разные уровни пространственно- временных отношений в прозе Джойса рассматривает Н. Н. Белозерова. С ее точки зрения, отправная точка в концепции Джойса - тезис Аристотеля о категории «теперь» как «непрерывной связи време­ ни», как «границы времени». Ярко выра­ женный субъективизм в восприятии исто­ рии привел к тому, что «в романе “Портрет художника вюности” отсутствует какое бы то ни было упоминание об объективном времени. Все события восемнадцатилетне­ го периода передаются через осознание их сначала ребенком, а после юношей. В ро­ мане “Улисс” рамки объективного времени ограничены одним днем, каждый момент которого передается через сознание трех героев. То же отношение к объективному времени характерно для романов В. Вулф. В романе “Комната Джейкоба” (1922) ге­ рой показан через восприятие других. Объ­ ективное настоящее - годы, предшест­ вующие первой мировой войне, и сама война, которая унесла жизнь Джейкоба, представлены как вечно становящееся “те­ перь”, проходящее через сознание ряда героев. Следует отметить, что зачастую герой В. Вулф остается “пассивным на­ блюдателем” настоящего момента. Писа­ тельница показывает, что как только герой перестает наблюдать настоящее и начинает действовать, он гибнет»11. Но в том-то и дело, что Джойс, как и другие «модернисты», убежден: именно субъективные процессы определяют и ис­ торию, и «настоящий момент», устанавли­ вая таким образом связь с материальным миром, то есть писатели-модернисты вос­ принимали время (момент), пространство и человека в неразрывном единстве. Думает­ ся, что такое восприятие могло определить некоторые особенности поэтики писате- лей-модернистов, а именно: 1) использова­ ние «плодотворного момента» в литерату­ ре и 2) использование метода «потока сознания для отражения “плодотворного момента”»12. Некоторые итоги разработки Джой­ сом модернистской эстетики рассматрива­ ет Н. Анастасьев, подчеркивая: Джойс по- настоящему верит в способность создавае­ мых им форм искусства сказать «всю правду» о мире (эпический размах «Улис­ са», стремление увидеть «все во всём», же­ лание изобразить «цикл человеческого раз­ вития», создав «род энциклопедии», - реализация этой веры). «Результаты этой грандиозной попытки, - замечает исследова

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=