Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого бов познания мира. Чтобы познать мир, надо прежде всего познать свою собственную страну. Это познание и составляет то, что я называю “французским реализмом”»9. По Элиоту, сюжетная соотнесен ность с «Одиссеей» приобретает статус «научного открытия». Мифологический контекст позволил Джойсу «взять под кон троль, упорядочить, придать форму и зна чение необозримой панораме пустоты и анархии, каковой является современная история. Это метод, черты которого уже были угаданы г-ном Йейтсом и необходи мость которого г-н Йейтс осознал, думаю, первым из современников. Это метод, бу дущее которого обещает быть благоприят ным». Действительно, «магия поэтическо го театра и поэзии» классика ирландской литературы Уильяма Батлера Йейтса («Пе рекрестки», «Роза», «Ветер в камышах», «Дикие лебеди в Куле») зиждется в том чис ле и на органичном «включении» мифологи ческихпластов в авторскую поэтику. Элиот убежден в перспективности эстетических открытий Джойса: «Теперь, вместо метода повествовательного, мы можем пользоваться методом мифологиче ским. И я вполне серьезно считаю, что это шаг к тому, чтобы сделать современный мир доступным для искусства, шаг к по рядку и форме, к которым так искренне стремится г-н Олдингтон»10. Правота последнего утверждения Элиота подтверждается фактом интенсив ного развития такой жанровой формы, как «мифологический роман», наиболее со держательные образцы которого явила ми ру Латинская Америка (А. Б. Касарес: «Сон героев», «Дневник войны со свинья ми»; X. Кортасар: «Выигрыши», «Игра в классики», «Книга Мануэля»; Т. Э. Марти нес: «Смерть - общее место», «Рука хозяи на»; А. Поссе: «Райские псы», «Путешест венник в Агарту»; М. Пуиг: «Поцелуй женщины-паука», «Падает тропическая ночь»; Г. Г. Маркес: «Осень патриарха», «Сто лет одиночества», «Последнее путе шествие корабля-призрака»). Разные уровни пространственно- временных отношений в прозе Джойса рассматривает Н. Н. Белозерова. С ее точки зрения, отправная точка в концепции Джойса - тезис Аристотеля о категории «теперь» как «непрерывной связи време ни», как «границы времени». Ярко выра женный субъективизм в восприятии исто рии привел к тому, что «в романе “Портрет художника вюности” отсутствует какое бы то ни было упоминание об объективном времени. Все события восемнадцатилетне го периода передаются через осознание их сначала ребенком, а после юношей. В ро мане “Улисс” рамки объективного времени ограничены одним днем, каждый момент которого передается через сознание трех героев. То же отношение к объективному времени характерно для романов В. Вулф. В романе “Комната Джейкоба” (1922) ге рой показан через восприятие других. Объ ективное настоящее - годы, предшест вующие первой мировой войне, и сама война, которая унесла жизнь Джейкоба, представлены как вечно становящееся “те перь”, проходящее через сознание ряда героев. Следует отметить, что зачастую герой В. Вулф остается “пассивным на блюдателем” настоящего момента. Писа тельница показывает, что как только герой перестает наблюдать настоящее и начинает действовать, он гибнет»11. Но в том-то и дело, что Джойс, как и другие «модернисты», убежден: именно субъективные процессы определяют и ис торию, и «настоящий момент», устанавли вая таким образом связь с материальным миром, то есть писатели-модернисты вос принимали время (момент), пространство и человека в неразрывном единстве. Думает ся, что такое восприятие могло определить некоторые особенности поэтики писате- лей-модернистов, а именно: 1) использова ние «плодотворного момента» в литерату ре и 2) использование метода «потока сознания для отражения “плодотворного момента”»12. Некоторые итоги разработки Джой сом модернистской эстетики рассматрива ет Н. Анастасьев, подчеркивая: Джойс по- настоящему верит в способность создавае мых им форм искусства сказать «всю правду» о мире (эпический размах «Улис са», стремление увидеть «все во всём», же лание изобразить «цикл человеческого раз вития», создав «род энциклопедии», - реализация этой веры). «Результаты этой грандиозной попытки, - замечает исследова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=