Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого дения старшеклассников была подтвер­ ждена следующими критериями: - снижение интереса к сети; - уменьшение частоты и продолжи­ тельности пользования Интернетом; - усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазру- шающих форм поведения; - прогресс навыков противодействия виртуальной среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизнен­ ных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективное общение; - модификация и развитие стратегий здорового проблем-преодолевающего по­ ведения и избегания ситуаций, связанных с риском ухода в виртуальную реальность. По завершении профилактической работы группа прошла контрольную диаг­ ностику. Постпрофилактическое тестирова­ ние подтвердило положительную динамику формирования навыков эффективного пове­ дения в стрессогенных ситуациях и повыше­ ние мотивации на решение проблемных ситуаций своими силами и с помощью друзей и родителей. Интернальность локуса контроля по­ высилась на 73 %. Тенденция к избеганию проблем из­ менилась на 52 % в сторону поиска соци­ альной поддержки и на 31 % в сторону ак­ тивного решения проблем. Общая склонность к интернет- аддикции снизилась на 70%. Снижение интереса к сети и умень­ шение частоты и продолжительности ин­ тернет-сеансов отмечено у 87 % респон­ дентов. Общую динамику склонности к ин­ тернет-аддикции старшеклассников можно оценить как положительную. 68 % группы (17 человек из 25) показали положитель­ ную динамику, подтвержденную результа­ тами несклонности к интернет-аддикции. 32% выборки (8 человек из 25) были диагностированы как склонные к данной зависимости. Старшеклассники, повторно диагно­ стированные как склонные к Интернет- зависимости, также изменили свои показа­ тели в положительную сторону. Результаты контрольного тестирова­ ния по фактору локуса контроля показали рост «интернальных» показателей. По ито­ гам проведенной профилактики можно за­ ключить, что у 80 % старшеклассников (20 человек из 25) субъективный локус кон­ троля модифицирован из экстернального в интернальный и 5 человек показали ре­ зультаты экстернального локуса контроля, т. е. без изменений. У группы заметно снизился высокий уровень избегания - из 19 человек, имею­ щих преобладающую стратегию избегания, таковой она осталась у 6. В рамках проведенного исследования установлено, что школьники с характерными слабыми адаптивными способностями и ко- пинг-ресурсами вследствие неконструктив­ ного стресс-преодолевающего поведения могут быть склонны к адциктивной реализа­ ции с помощью Интернета. Факторами рис­ ка являются возрастные особенности подро­ стков (склонность к компульсивному поведению), сформированная копинг-модель избегания и экстернальный локус контроля. В силу указанных особенностей старшие школьники в ситуации использо­ вания Интернета испытывают затруднения в контроле над своим пребыванием в сети. Например, пропадает ощущение длитель­ ности интернет-сеансов, вследствие чего страдает учебная деятельность подростка. Предрасположенность к компульсивному снятию внутреннего напряжения и частое избегание проблем в реальной жизни соз­ дают благоприятные условия для развития интернет-аддикции. Старшие школьники, для которых характерна несформирован- ность эго-структур, оказываются неспо­ собными противостоять прогрессирующе­ му развитию неконструктивных копинг- стратегий. Во многом этому способствует сама специфика виртуальных свойств Ин­ тернета. При коммуникации пользователей в сети создается ощущение реалистичного общения, человек становится членом вирту­ ального сообщества и может сам конструи­ ровать свой мир. В этой ситуации важны способность к осознанию грани между «нормальным» и «искусственным», сильный интернальный контроль и саморефлексия. Нами научно обосновано примене­ ние копинг-профилактики, развивающей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=