Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА № 1 , 2004 ки, преобладание мотивации на достиже­ ние успеха над мотивацией избегания не­ удач, готовность к активному противо­ стоянию среде. Психологический фон для преодоления стресса обеспечивают сле­ дующие личностно-средовые копинг- ресурсы: позитивная Я-концепция, разви­ тость восприятия социальной поддержки, интернальный локус контроля над средой, эмпатия и аффилиация, относительно низ­ кая чувствительность к отвержению, нали­ чие эффективной социальной поддержки; Система личностных конструктов Уровни мггагоримции трупныхжизненных ситуаций ТруднопрФоаояяшшФ i Легко лрмяаинмм Модель Модель ___ неконструктивного конструктивного конструктивного переживется переживется отношения I неконструктивные колинг-сгрвтагии конструктивные колинг-стратагии Рис. 1. Схема системы личностных конструктов 2) модель псевдоадаптивного дис­ функционального копинг-поведения. Ос­ новные признаки данной модели характе­ ризуются сочетанием в использовании как пассивных, так и активных базисных ко- пинг-стратегий, базисной копинг-стратегии поиска социальной поддержки в качестве ведущей; повышенным удельным весом стратегий, не соответствующих возрасту; дефицитом навыков активного использо­ вания стратегии разрешения проблем и заменой ее на копинг-стратегию избегания и фармакологический механизм реализа­ ции данной стратегии. Наблюдается неустойчивость, флюктуация мотивации (т. е. колебания потребностей) то на дос­ тижение успеха, то на избегание неудачи. Низкая эффективность блока личностно- средовых копинг-ресурсов: неустойчивая, негативная, искаженная Я-концепция; низ­ кий уровень восприятия социальной под­ держки; неустойчивый, низкий уровень интернальности; относительно высокое развитие эмпатии и аффилиации, отсутст­ вие расхождения между реальными и иде­ альными компонентами самооценки; 3) модель пассивного, дисфунк нального копинг-поведения. Характеризу­ ется преобладанием пассивных копинг- стратегий над активными, дефицитом со­ циальных навыков разрешения проблем, интенсивным использованием детских ко- пинг-стратегий, не соответствующих воз­ расту. В качестве ведущей используется копинг-стратегия «избегание». Преоблада­ ет мотивация избегания неудачи. Неготов­ ность к активному противостоянию среде, подчиненность ей; негативное отношение к проблеме, оценка ее как угрозы; псевдо- компенсаторный, защитный характер по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=