Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА № 1 , 2004 ки, преобладание мотивации на достиже ние успеха над мотивацией избегания не удач, готовность к активному противо стоянию среде. Психологический фон для преодоления стресса обеспечивают сле дующие личностно-средовые копинг- ресурсы: позитивная Я-концепция, разви тость восприятия социальной поддержки, интернальный локус контроля над средой, эмпатия и аффилиация, относительно низ кая чувствительность к отвержению, нали чие эффективной социальной поддержки; Система личностных конструктов Уровни мггагоримции трупныхжизненных ситуаций ТруднопрФоаояяшшФ i Легко лрмяаинмм Модель Модель ___ неконструктивного конструктивного конструктивного переживется переживется отношения I неконструктивные колинг-сгрвтагии конструктивные колинг-стратагии Рис. 1. Схема системы личностных конструктов 2) модель псевдоадаптивного дис функционального копинг-поведения. Ос новные признаки данной модели характе ризуются сочетанием в использовании как пассивных, так и активных базисных ко- пинг-стратегий, базисной копинг-стратегии поиска социальной поддержки в качестве ведущей; повышенным удельным весом стратегий, не соответствующих возрасту; дефицитом навыков активного использо вания стратегии разрешения проблем и заменой ее на копинг-стратегию избегания и фармакологический механизм реализа ции данной стратегии. Наблюдается неустойчивость, флюктуация мотивации (т. е. колебания потребностей) то на дос тижение успеха, то на избегание неудачи. Низкая эффективность блока личностно- средовых копинг-ресурсов: неустойчивая, негативная, искаженная Я-концепция; низ кий уровень восприятия социальной под держки; неустойчивый, низкий уровень интернальности; относительно высокое развитие эмпатии и аффилиации, отсутст вие расхождения между реальными и иде альными компонентами самооценки; 3) модель пассивного, дисфунк нального копинг-поведения. Характеризу ется преобладанием пассивных копинг- стратегий над активными, дефицитом со циальных навыков разрешения проблем, интенсивным использованием детских ко- пинг-стратегий, не соответствующих воз расту. В качестве ведущей используется копинг-стратегия «избегание». Преоблада ет мотивация избегания неудачи. Неготов ность к активному противостоянию среде, подчиненность ей; негативное отношение к проблеме, оценка ее как угрозы; псевдо- компенсаторный, защитный характер по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=