Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ния: потливость, тахикардия, колебания ар териального давления, головные боли, тош нота, озноб, боли в спине, глазах, запястье. Еще сильнее надо «бить в колокол», если дело дошло до ТРЕТЬЕЙ СТАДИИ - стадии социальной дезадаптации. В част ности: появляется постоянная потребность в сетевом общении при отсутствии ощути мого удовольствия от него; выраженное депрессивное состояние при непродолжи тельном воздержании от общения в Сети; нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение актив ности; профессиональный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция. Анализируя различные модели при чин, по которым старшеклассники попа дают в группу риска аддиктивного поведе ния, мы пришли к выводу, что везде присутствует фактор адаптивных способ ностей психики 'подростка. Подвержен ность лабильному функционированию в зависимости от силы воздействия самых различных специфических и обычных со циальных свойств виртуальности на пси хику человека и есть мера возникновения у него интернет-зависимости. Поэтому ис следование предикторов возникновения интернет-зависимости у старшеклассников мы построили на основе анализа их ко- пинг-поведения. Понятие coping (coping behavior) ис пользуется для описания характерных спо собов поведения человека в различных стрессовых ситуациях. Впервые термин coping, относитель но четко сформулированный к 80-м годам, был использован Мерфи (L. Murphy) в 1962 г. в исследованиях способов преодо ления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились ак тивные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или пробле мой. В последующем понимание копинг- механизмов было связано с именем Ричар да Лазаруса. Он определял копинг-модели как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособ ления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболева ния) физическому, личностному и соци альному благополучию. Сегодня концептуализация процес сов преодоления является центральным аспектом современных теорий стресса. Преодоление рассматривается как стабили зирующий фактор, который помогает лю дям поддерживать психосоциальную адап тацию в течение стресса. Изучение поведения человека в стрессовых ситуаци ях и привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, опре деляющих успешную или неуспешную адаптацию. Психологическое предназначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований, тем самым редуцируется стрессовое воздействие ситуации. Каждый человек находит собственные способы ко- пинг-стратегии на основе личностных ко- пинг-ресурсов. Выделяют следующие ос новные копинг-стратегии и ресурсы: Базисные копинг-ресурсы: 1) Я-концепция, 2) локус контроля, 3) когнитивные ресурсы, 4) аффилиация, 5) эмпатия. Базисные копинг-стратегии: 1) разрешение проблем 2) поиск социальной поддержки 3) избегание На основе анализа стрессовой ситуа ции человек вырабатывает свой план дей ствий, или копинг-стратегию. В зависимо сти от особенностей копинг-ресурсов и от ситуации они подразделяются на конст руктивные и неконструктивные (рис. 1). К конструктивным чаще всего отно сят стратегии активного разрешения про блем и поиск социальной поддержки. Не конструктивной стратегией является избегание. Для подростков характерны сле дующие модели копинг-поведения: 1) модель активного адаптивн функционального копинг-поведения. Для этой модели характерно сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием актив ных стратегий, направленных на разреше ние проблем и поиск социальной поддерж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=