Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ния: потливость, тахикардия, колебания ар­ териального давления, головные боли, тош­ нота, озноб, боли в спине, глазах, запястье. Еще сильнее надо «бить в колокол», если дело дошло до ТРЕТЬЕЙ СТАДИИ - стадии социальной дезадаптации. В част­ ности: появляется постоянная потребность в сетевом общении при отсутствии ощути­ мого удовольствия от него; выраженное депрессивное состояние при непродолжи­ тельном воздержании от общения в Сети; нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение актив­ ности; профессиональный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция. Анализируя различные модели при­ чин, по которым старшеклассники попа­ дают в группу риска аддиктивного поведе­ ния, мы пришли к выводу, что везде присутствует фактор адаптивных способ­ ностей психики 'подростка. Подвержен­ ность лабильному функционированию в зависимости от силы воздействия самых различных специфических и обычных со­ циальных свойств виртуальности на пси­ хику человека и есть мера возникновения у него интернет-зависимости. Поэтому ис­ следование предикторов возникновения интернет-зависимости у старшеклассников мы построили на основе анализа их ко- пинг-поведения. Понятие coping (coping behavior) ис­ пользуется для описания характерных спо­ собов поведения человека в различных стрессовых ситуациях. Впервые термин coping, относитель­ но четко сформулированный к 80-м годам, был использован Мерфи (L. Murphy) в 1962 г. в исследованиях способов преодо­ ления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились ак­ тивные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или пробле­ мой. В последующем понимание копинг- механизмов было связано с именем Ричар­ да Лазаруса. Он определял копинг-модели как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособ­ ления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболева­ ния) физическому, личностному и соци­ альному благополучию. Сегодня концептуализация процес­ сов преодоления является центральным аспектом современных теорий стресса. Преодоление рассматривается как стабили­ зирующий фактор, который помогает лю­ дям поддерживать психосоциальную адап­ тацию в течение стресса. Изучение поведения человека в стрессовых ситуаци­ ях и привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, опре­ деляющих успешную или неуспешную адаптацию. Психологическое предназначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований, тем самым редуцируется стрессовое воздействие ситуации. Каждый человек находит собственные способы ко- пинг-стратегии на основе личностных ко- пинг-ресурсов. Выделяют следующие ос­ новные копинг-стратегии и ресурсы: Базисные копинг-ресурсы: 1) Я-концепция, 2) локус контроля, 3) когнитивные ресурсы, 4) аффилиация, 5) эмпатия. Базисные копинг-стратегии: 1) разрешение проблем 2) поиск социальной поддержки 3) избегание На основе анализа стрессовой ситуа­ ции человек вырабатывает свой план дей­ ствий, или копинг-стратегию. В зависимо­ сти от особенностей копинг-ресурсов и от ситуации они подразделяются на конст­ руктивные и неконструктивные (рис. 1). К конструктивным чаще всего отно­ сят стратегии активного разрешения про­ блем и поиск социальной поддержки. Не­ конструктивной стратегией является избегание. Для подростков характерны сле­ дующие модели копинг-поведения: 1) модель активного адаптивн функционального копинг-поведения. Для этой модели характерно сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием актив­ ных стратегий, направленных на разреше­ ние проблем и поиск социальной поддерж

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=