Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА № 1 , 2004 висимостью, патологическим стремлением к трате денег и т. д. Отечественные клини­ ческие исследования также подтверждают соответствие признаков интернет- аддикции особенностям зависимости, но тем не менее до сих пор интернет- зависимость в России не включена в пере­ чень психических заболеваний (МКБ-10). Помимо этого, такой узкодисциплинарный подход оставляет не изученными свойства предикторов аддиктивной реализации с помощью Интернета, так как повальное увлечение виртуальной средой с медицин­ ской точки зрения ничего опасного для психики здорового подростка не несет. Этот вопрос остается прерогативой второй категории исследователей: психо­ логи и социологи называют данную про­ блему феноменом, подразумевая массо­ вость и „кросскультурный диапазон распространения «новой болезни». В дан­ ном случае психологи указывают на опас­ ность искусственного мироощущения при конструировании виртуальности, нивели­ ровании интереса к реальности и, как след­ ствие, эскейпизм, т. е. бегство человека в виртуальный мир, замещение его собст­ венно сконструированным двойником. И дилемма также остается не решенной, по­ скольку либо допускается ошибочное изу­ чение интернет-зависимого поведения в сравнительной параллели Сдеятельностью человека в реальности, либо изучение ка­ сается какой-то одной модальности психи­ ки: особенности кибер-общения, самопре- зентации вИнтернете и т. д. Эскейпизм [от англ. escape - уход, вы­ ход] - термин для обозначения ухода в вирту­ альность вследствие действия такого защитно­ го механизма психики, как избегание. Впервые ввелаК. Янг Поэтому в проведенном нами иссле­ довании мы попытались объединить эти идеи и осмыслить психологические осо­ бенности предикторов возникновения дан­ ного явления у старшеклассников в кон­ тексте профилактики данного вида зависимости, ни в коей мере не затрагивая изучение ее медицинских аспектов. Исследование проводилось на базе ГОУ средняя школа № 853 г. Москвы. В качестве испытуемых выступили учени­ ки 11-х классов в количестве 50 человек, из них 26 юношей и 24 девушек. Средний воз­ раст составил 16,5 лет (минимальный- 15,5, максимальный—17). Группа первичной вы­ борки отбиралась в соответствии со сле­ дующими критериями: старшеклассник - пользователь Интернета со стажем от 0,5 года, имеющий постоянныйдоступ ксети. Проводя обзор эмпирических иссле­ дований по теме интернет-зависимости мы пришли к выводу, что возникновение и развитие этого вида аддикции обладает своими характерными особенностями. На­ пример, в формировании интернет- зависимости можно выделить определен­ ные этапы. ПЕРВАЯ СТАДИЯ обычно носит характер увлечения «новой игрушкой» и всегда сопровождается анозогнозией, как, например, труднопреодолимое, желанное влечение к сеансу общения в сети, зачас­ тую в ущерб другим, более важным заня­ тиям. Среди симптомов - появление ду­ шевного подъема, радостного возбуждения в предвкушении начала «он-лайн» обще­ ния, искажение чувства времени в сети (резкое ускорение субъективного темпа времени), причем, как правило, человек старается утаить от близких, что долго «сидел» вИнтернете или заигрался так, что просто не мог остановиться. Признаки до­ вольно серьезны и очень уж сильно похо­ жи на поведение наркоманов. ВТОРАЯ СТАДИЯ - абстинентная. Для нее характерны: - нарушение внимания, снижение умственной работоспособности; навязчи­ вые мысли, представления и воспомина­ ния, возникающие при продолжительном воздержании от общения в сети; - эмоциональная неустойчивость: перепады настроения с эпизодами немоти­ вированной эйфории и раздражительности; - бессонница, снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода, прием пищи «не отходя от компьютера»; - резкое повышение потребности в таких «естественных» стимуляторах обще­ ния, как курение, кофе, алкоголь; - соматовегетативные расстройства, как следствие недосыпания, недоедания, психического и физического переутомле

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=