Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

1V-УГУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА Е. Е. Грачева ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, СКЛОННЫХ КИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ Эпоха информационной глобализа­ ции - новый виток цивилизации человече­ ства. Развитие информационных техноло­ гий идет по пути максимального уподобления реальности. Пройдя этапы Компьютер -Э Интернет -Э Виртуальная реальность, человечество приближается к созданию «Искусственного интеллекта», и влияние информационных технологий на людей растет экспонентно. С одной сторо­ ны, мы имеем преимущества, привносимые глобальной информатизацией в нашу жизнь, но с другой - возникает множество побочных эффектов компьютеризации. За­ кономерное последствие влияния компью­ тера на человека - своеобразная модифи­ кация функций его психики, перестройка их под новый вид деятельности. Примером тому является всемирный интерес к ново­ му феномену Virtual insanity1, имеющему массовый и кросскультурный характер. Научная рефлексия проблем, связан­ ных с виртуальной реальностью вообще и с поведением в Интернете в частности, на­ считывает лет десять, не более. Но на сего­ дняшний день, пожалуй, нет другой облас­ ти исследований, сравнимой с ней по динамике становления и развития. Объяснение тому простое. Во- первых, это явление молодое - в апреле 2004 г. Всемирной паутине исполнилось всего лишь 13 лет. Постановка проблемы, связанной с поведением человека в Интер­ нете, ведется за рубежом с 80-х годов, а в России исследовательская деятельность по 1Впер. сангл. - виртуальноепомешательство. данной проблеме началась в 90-х. А во- вторых, многофункциональность вирту­ альности позволяет различным специали­ стам выбрать свой, «любимый» фокус ана­ лиза и описывать ее в совокупностях своих дисциплинарных терминов. Несмотря на популярность данной проблемы, в научных кругах исследователями до сих пор не вы­ работана единая методология изучения феномена виртуальной реальности. В качестве «говорящего» примера приведем следующую дилемму. Данные российских социологиче­ ских опросов показывают, что проблема интернет-зависимости в России широко распространена в подростковой и юноше­ ской среде. Родители и педагоги тревожат­ ся о последствиях нового «пагубного» ув­ лечения поколения next, так как этот вопрос касается генофонда нации. Но пока этот вопрос не находит своего решения из- за дифференциации позиций в подходе к данной проблеме. Так, психиатры рассматривают ин- тернет-аддикцию сугубо с медицинской точки зрения - как новую форму нехими­ ческих зависимостей и рассматривают виртуальность как потенциальный нео­ агент аддикции. В США зависимость от Интернет официально входит в классифи­ кацию психических заболеваний как новый вид аддиктивного поведения. Предполага­ ется, что Cyber Disorder (CD) войдет и в международную классификацию болезней DSM-V (В. Zenhausen, 1995) наравне с дру­ гими нехимическими адцикциями: гэмб- лингом, работоголизмом, сексуальной за

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=