Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 1,2004 По поводу первого - комментарии излишни. Что же касается возраста уча­ щихся, то он не всегда учитывается долж­ ным образом учителями, не соблюдается необходимая градация трудности в работах по письменной речи. Однако от возраста учащихся во многом зависит степень их творческой самостоятельности в пись­ менной речи. Младшие школьники зна­ чительно охотнее повторяют услышан­ ное, чем продуцируют сами. Им легче повторить прочитанный текст теми сло­ вами, с помощью которых он составлен, чем пересказать его своими словами. При составлении нового для них содержания младшие школьники чаще всего пользу­ ются отдельными, оторванными друг от друга предложениями. Между отдельны­ ми предложениями используются глав­ ным образом средства внешней грамма­ тической связи. Совершенно иначе поступают уча­ щиеся старших классов. Они стараются полностью осмыслить содержание услы­ шанного или прочитанного, а затем уже передать его по возможности своими сло­ вами. При этом изменяется сам характер упреждения текста во внутренней речи: текст составляется не по отдельным пред­ ложениям, а по смысловым частям. Внеш­ ние связи между отдельными предложе­ ниями и частями текс+а, выражаемые младшими школьниками с помощью сою­ зов и наречий, старшие учащиеся заменяют связями внутреннего, логического порядка. В соответствии с этим и должна строиться система упражнений в письмен­ ной речи. Таким образом, урок письменной речи в школе - это, прежде всего, разучивание различных видов текстов, которые подбира­ ются в соответствии с той или иной возрас­ тной группой. Так, рассказ и простейшие формы описания практикуются в начальной школе, доклад и рассказы с формулировкой собственного отношения к проблеме отраба­ тываются в средней школе, а далее следуют различные виды рассуждения. Проблемы, которые возникают при написании сочинений, имеют различные причины и мотивы. Главная причина жа­ лоб на неспособность учеников написать сочинение заключается в недооценивании и непонимании самого задания. Историче­ ски сложившаяся тенденция к использова­ нию в сочинении готовых клише утратила свою значимость. В последнее время на первый план выходит так называемое «свободное сочинительство». Другой проблемой является вычле­ нение при письме конкретных задач. Тра­ диционно занятие по письменной речи подразделяется на правописание, технику письма,(в том числе чистописание). Правописание и красивый почерк долгое время считались конечной целью данных занятий, так как многие придер­ живались мнения, что тот, кто не владеет данными умениями, вообще не может писать. Подобный подход создает мно­ жество проблем, связанных с тем, что достаточно трудно мотивировать занятия по письменной речи. Такой процесс пре­ пятствует развитию способности писать. Необходимо помнить, что обучение письменной речи - это процесс решения различного рода проблем. Одной из таких проблем является структурирование логической последова­ тельности действий и смена эпизодов. Чтобы облегчить преодоление данной трудности, выбирается работа с картинка­ ми, когда ученик может ограничиваться формулировкой одного предложения, ко­ торое является словесным выражением изображения на каждой картинке. После­ довательность подобных предложений считается предпосылкой к письменному высказыванию. На картинке сосредоточи­ вается внимание ученика, она вызывает у него активацию специфического, необхо­ димого в данной конкретной ситуации лек­ сического запаса. Кроме того, благодаря картинкам можно легко проверить полу­ ченный результат. Таким образом, письмо включает в себя три важных компонента: владение графической и орфографической система­ ми языка, а также сформированное умение письменной речи. Работа над этими аспек­ тами должна вестись постоянно, не пре­ уменьшая значения ни одного из них.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=