Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 1,2004 По поводу первого - комментарии излишни. Что же касается возраста уча щихся, то он не всегда учитывается долж ным образом учителями, не соблюдается необходимая градация трудности в работах по письменной речи. Однако от возраста учащихся во многом зависит степень их творческой самостоятельности в пись менной речи. Младшие школьники зна чительно охотнее повторяют услышан ное, чем продуцируют сами. Им легче повторить прочитанный текст теми сло вами, с помощью которых он составлен, чем пересказать его своими словами. При составлении нового для них содержания младшие школьники чаще всего пользу ются отдельными, оторванными друг от друга предложениями. Между отдельны ми предложениями используются глав ным образом средства внешней грамма тической связи. Совершенно иначе поступают уча щиеся старших классов. Они стараются полностью осмыслить содержание услы шанного или прочитанного, а затем уже передать его по возможности своими сло вами. При этом изменяется сам характер упреждения текста во внутренней речи: текст составляется не по отдельным пред ложениям, а по смысловым частям. Внеш ние связи между отдельными предложе ниями и частями текс+а, выражаемые младшими школьниками с помощью сою зов и наречий, старшие учащиеся заменяют связями внутреннего, логического порядка. В соответствии с этим и должна строиться система упражнений в письмен ной речи. Таким образом, урок письменной речи в школе - это, прежде всего, разучивание различных видов текстов, которые подбира ются в соответствии с той или иной возрас тной группой. Так, рассказ и простейшие формы описания практикуются в начальной школе, доклад и рассказы с формулировкой собственного отношения к проблеме отраба тываются в средней школе, а далее следуют различные виды рассуждения. Проблемы, которые возникают при написании сочинений, имеют различные причины и мотивы. Главная причина жа лоб на неспособность учеников написать сочинение заключается в недооценивании и непонимании самого задания. Историче ски сложившаяся тенденция к использова нию в сочинении готовых клише утратила свою значимость. В последнее время на первый план выходит так называемое «свободное сочинительство». Другой проблемой является вычле нение при письме конкретных задач. Тра диционно занятие по письменной речи подразделяется на правописание, технику письма,(в том числе чистописание). Правописание и красивый почерк долгое время считались конечной целью данных занятий, так как многие придер живались мнения, что тот, кто не владеет данными умениями, вообще не может писать. Подобный подход создает мно жество проблем, связанных с тем, что достаточно трудно мотивировать занятия по письменной речи. Такой процесс пре пятствует развитию способности писать. Необходимо помнить, что обучение письменной речи - это процесс решения различного рода проблем. Одной из таких проблем является структурирование логической последова тельности действий и смена эпизодов. Чтобы облегчить преодоление данной трудности, выбирается работа с картинка ми, когда ученик может ограничиваться формулировкой одного предложения, ко торое является словесным выражением изображения на каждой картинке. После довательность подобных предложений считается предпосылкой к письменному высказыванию. На картинке сосредоточи вается внимание ученика, она вызывает у него активацию специфического, необхо димого в данной конкретной ситуации лек сического запаса. Кроме того, благодаря картинкам можно легко проверить полу ченный результат. Таким образом, письмо включает в себя три важных компонента: владение графической и орфографической система ми языка, а также сформированное умение письменной речи. Работа над этими аспек тами должна вестись постоянно, не пре уменьшая значения ни одного из них.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=