Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1 , 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого стилем речи, а устная речь не исключает использования стиля книжно-письменной речи. Иногда понятия письма и письмен­ ной речи вообще не разграничиваются, что приводит к большой путанице. Трудности обучения письменной ре­ чи обусловлены, в первую очередь, ее пси­ хологической сложностью. Включая в себя все те нервно­ мозговые связи, которые необходимы для владения устной речью, письменная речь требует образования целого ряда дополни­ тельных ассоциаций. Так, к работе слухо- речедвигательных анализаторов, с помо­ щью которых осуществляется устная речь, при письме добавляется еще и работа зри­ тельного и графомоторного анализаторов. Но сложность письменной речи со­ пряжена не только с необходимостью включения большого количества анализа­ торов - ее намного усложняют те условия, в которых она протекает. Как свидетельствуют многочислен­ ные исследования, одним из обстоятельств, усложняющих письменную речь, является отсутствие ситуации, общей для пишущего и того, кому адресовано послание. Пись­ менная речь - это такой процесс, который, в отличие от устной речи, не следует пра­ вилам диалога. В повседневном общении темы выбираются спонтанно, исходя из ситуативных потребностей, и могут посто­ янно изменяться. Это зависит только от желания и возможностей участников об­ щения. То, что при устном общении может быть недосказано или вовсе опущено, при письменном общении должно найти свое полное выражение, так как письменная речь - это процесс взаимодействия челове­ ка с чистым листом бумаги. Пишущий нахо­ дится наедине с самим собой. Он по-другому относится к выбору тем и средств написания, начиная с использования специфического для каждого конкретного случая словарного запаса, синтаксиса и т. д. Таким образом, письменная речь должна быть максимально ясной и развернутой, чтобы выполнить свою коммуникативнуюфункцию. Если при устном общении говоря­ щий может воспользоваться вспомога­ тельными средствами (жестами, мими­ кой, интонацией), то при использовании письменной речи таких возможностей нет. И, наконец, если устная речь преду­ сматривает постоянную стимуляцию и контроль со стороны слушателя, то в письменной речи это тоже отсутствует. Механизм письменного составления текста также не является простым. Он включает в себя следующие основные эле­ менты: отбор слов, требуемых для данного конкретного текста; распределение пред­ метных признаков в группе предложений; выделение предиката как стержневой части в смысловой организации предложения; организацию свяди между предложениями. При этом основной действующей си­ лой при составлении письменного текста считается его упреждение, то есть пред­ ставление о том, что будет написано еще до момента написания. Упреждение происходит во внутрен­ ней речи - той речи, которая непосредст­ венно объединяет внешнюю речь с мыш­ лением. Но при этом наблюдается существенная разница в синхронности уст­ ной и письменной речи с внутренней речью. Если при устном общении внутренняя и внешняя речь протекают в сознании говоря­ щего почти одновременно, то при письме внутренняя речь значительно опережает внешнююи служит целям ее подготовки. Все это относится к процессу состав­ ления текста как на родном, так и на ино­ странном языке, поскольку речевая дея­ тельность человека никоим образом не меняется, когда он начинает пользоваться иностранным языком. Материалом для письменной речи могут быть лишь те речевые модели, кото­ рыми учащиеся в состоянии свободно опе­ рировать, то есть все то, что ими усвоено репродуктивно. Поэтому непосредствен­ ную работу над письменной речью в обще­ образовательной школе необходимо про­ водить на средней и старшей ступенях обучения, когда у учащихся уже сформи­ рована минимальная речевая база. По ряду психологических соображе­ ний, связанных со школьными условиями обучения иностранному языку, центр тяжести в работе над письменной речью должен быть перенесеннадомашнююработуучащихся. Характер заданий по письменной речи зависит от двух факторов: степени языковой подготовленностиучащихся иихвозраста.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=