Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1 , 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого стилем речи, а устная речь не исключает использования стиля книжно-письменной речи. Иногда понятия письма и письмен ной речи вообще не разграничиваются, что приводит к большой путанице. Трудности обучения письменной ре чи обусловлены, в первую очередь, ее пси хологической сложностью. Включая в себя все те нервно мозговые связи, которые необходимы для владения устной речью, письменная речь требует образования целого ряда дополни тельных ассоциаций. Так, к работе слухо- речедвигательных анализаторов, с помо щью которых осуществляется устная речь, при письме добавляется еще и работа зри тельного и графомоторного анализаторов. Но сложность письменной речи со пряжена не только с необходимостью включения большого количества анализа торов - ее намного усложняют те условия, в которых она протекает. Как свидетельствуют многочислен ные исследования, одним из обстоятельств, усложняющих письменную речь, является отсутствие ситуации, общей для пишущего и того, кому адресовано послание. Пись менная речь - это такой процесс, который, в отличие от устной речи, не следует пра вилам диалога. В повседневном общении темы выбираются спонтанно, исходя из ситуативных потребностей, и могут посто янно изменяться. Это зависит только от желания и возможностей участников об щения. То, что при устном общении может быть недосказано или вовсе опущено, при письменном общении должно найти свое полное выражение, так как письменная речь - это процесс взаимодействия челове ка с чистым листом бумаги. Пишущий нахо дится наедине с самим собой. Он по-другому относится к выбору тем и средств написания, начиная с использования специфического для каждого конкретного случая словарного запаса, синтаксиса и т. д. Таким образом, письменная речь должна быть максимально ясной и развернутой, чтобы выполнить свою коммуникативнуюфункцию. Если при устном общении говоря щий может воспользоваться вспомога тельными средствами (жестами, мими кой, интонацией), то при использовании письменной речи таких возможностей нет. И, наконец, если устная речь преду сматривает постоянную стимуляцию и контроль со стороны слушателя, то в письменной речи это тоже отсутствует. Механизм письменного составления текста также не является простым. Он включает в себя следующие основные эле менты: отбор слов, требуемых для данного конкретного текста; распределение пред метных признаков в группе предложений; выделение предиката как стержневой части в смысловой организации предложения; организацию свяди между предложениями. При этом основной действующей си лой при составлении письменного текста считается его упреждение, то есть пред ставление о том, что будет написано еще до момента написания. Упреждение происходит во внутрен ней речи - той речи, которая непосредст венно объединяет внешнюю речь с мыш лением. Но при этом наблюдается существенная разница в синхронности уст ной и письменной речи с внутренней речью. Если при устном общении внутренняя и внешняя речь протекают в сознании говоря щего почти одновременно, то при письме внутренняя речь значительно опережает внешнююи служит целям ее подготовки. Все это относится к процессу состав ления текста как на родном, так и на ино странном языке, поскольку речевая дея тельность человека никоим образом не меняется, когда он начинает пользоваться иностранным языком. Материалом для письменной речи могут быть лишь те речевые модели, кото рыми учащиеся в состоянии свободно опе рировать, то есть все то, что ими усвоено репродуктивно. Поэтому непосредствен ную работу над письменной речью в обще образовательной школе необходимо про водить на средней и старшей ступенях обучения, когда у учащихся уже сформи рована минимальная речевая база. По ряду психологических соображе ний, связанных со школьными условиями обучения иностранному языку, центр тяжести в работе над письменной речью должен быть перенесеннадомашнююработуучащихся. Характер заданий по письменной речи зависит от двух факторов: степени языковой подготовленностиучащихся иихвозраста.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=