Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 1,2004 Сопоставляя две данные классифи­ кации и придерживаясь того же принципа, можно составить таблицу предметов - но­ сителей цвета, сравнивая русские и немец­ кие лексические единицы (табл. 1). Таблица 1 Категории предметов Название предметов ,врусском языке в немецком языке Неживая природа песок земля, песок Флора коричное дерево, кора, ка­ мыш, боровик (гриб) zimtbaum ,табак - tabakbraun Фауна медведь, бобр, норка, гнедая лошадь, шкура животного жук - maikaferbraun, косуля - rehbraun, гнедая лошадь - der Braune Плоды желудь, орех, каштан, корич­ ное яблоко, семя kastanienbraun, nussbraun Пряности корица, коричневый лавр zimtbraun Пищевые продукты жареный кофе, шоколад, ка­ као, коричное масло, кофе с молоком, коричная водка kaffebraun, schokoladenbraun, kakaobraun Металлы медь, золото, ржавчина, кир­ пич, обожженная глина goldbraun, kupferbraun, rostbraun Красители охра Ocker, Tudor braun, Bismarch Служебная одежда braunhemd - коричневая ру­ башка, форма членов нацист­ кой партии Природные явления солнечный загар, сумерки sonnenbraun Названия со сложной этимологией (антро­ понимы), известные исторические лично­ сти • Eine braune Vergangenheit - нацистское прошлое, Vandyke braun - «секрет» коричневого цвета Ван Дейка до сих пор не раскрыт, Tudor braun, Bismarch —названия коричневых краси­ телей Проанализировав данные таблицы, можно выявить отличия в предметах, кото­ рые ассоциируются с коричневым цветом у русского и немецкого народов. Подобное отличие предметов - носи­ телей цвета в немецком и русском языках связано с различным отражением картины мира, а именно языковой картины мира этих народов, их восприятием, менталите­ том, культурными традициями, а также с экстралингвистическими и внутрилингви- стическими факторами, которые могли по­ влиять на ассоциации, возникающие у но­ сителя языка при восприятии предмета - носителя цвета. В ходе исторического раз­ вития народов в их представлении склады­ ваются различные языковые картины мира, под которыми понимается зафиксированная в языке схема восприятия действительности (Яковлев, 1994). Особенности человеческого восприятия, специфика мыслительных про­ цессов приводят к тому, что в языке посте­ пенно начинают происходить процессы символического переосмысления прямых номинативных значений слов, а во вторич­ ных значениях лексических единиц закре­ пляются новые представления о связях предметов в реальном мире [9]. Нейтраль­ ные по своей природе прилагательные цве­ та за счет закрепления за ними устойчивых коммуникативно-ассоциативных связей с определенными явлениями и предметами действительности начинают приобретать оценочные коннотации, которые способст

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=