Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого предлагает С. В. Воронин. Он выделяет следующие типы звукоподражаний: - инстанты (обозначения удара, т.е. мгновенного звучания: звук падения в воду plop (англ.)); - тоновые континуанты (обозначе­ ния тонового неудара, т.е. тона: пищать bleep (англ.)); - чисто шумовые континуанты (обо­ значения чистого шумового неудара, т. е. собственно шума: взлетать с- шелестом крыльев flush (англ.)); - тоношумовые континуанты (обо­ значения тоношумового неудара, в кото­ ром одновременно с чистым шумовым не- ударом наличествуют ощутимые элементы тонового неудара: жужжание пчелы bzzz (англ.)); - тоновые «послеударные» инстан- ты-континуанты (обозначения удара с по­ следующим - вызываемым ударом - резо- наторным тоновым неударом: удар в колокол tong (англ.)). В данной работе за исходную приня­ то считать классификацию звукоподража­ ний, предложенную Ю. В. Юсип. В про­ цессе исследования фонетического строя звукоподражаний исследователь выделяет двух-, трех-, четырех-, пяти-, а также шес­ тифонемные типы изучаемых единиц [4]. По мнению автора, бифонемные зву­ коподражания - это звукоподражательные образования, состоящие из двух элементов (согласного, твердого (С) или мягкого (С’) и вокалического компонента (V)). Трехфонемные звукоподражания состоят из трех элементов, представ­ ляющих собой различные комбинации. Подобные вариации комбинаций можно наблюдать и в звукоподражательных ти­ пах, имеющих в своем составе четыре, пять, шесть элементов. На основании проведенного иссле­ дования установлено, что французские звукоподражания в фонетическрм отноше­ нии представляют собой систему типов и подтипов. Наиболее частотными являются трехфонемные звукоподражания (26,7 %). Из всех встретившихся комбинаций самой продуктивной признана комбинация С V С: bam, bim - звуки резкого удара, bip - звук звонка будильника, телефона и т.д., floe - звук погружения, падения в воду. Далее расположены звукоподражания со сле­ дующим набором фонем: - С СV (cling - звук удара по металлу или звук разбитого стекла, brek - крик зеле­ ной лягушки, dzim - звук металлических предметов, таких какмонеты, оружие и т.д.); - С С С (frrt - звук шелеста крыльев птицы или насекомого, pcht - свист газа или воздуха, mmm - звук невнятного бор­ мотания); - СVV (ka'f - крик скулящей от боли собаки, pia - звук болтовни, сплетен); - V С С (oups - звук, несущий в себе идею только что совершенной оплошно­ сти, ошибки, hips - звук икоты пьяного че­ ловека); - VVV (ouaou - лай собаки). За трехчленными звукоподражания­ ми следуют четырехчленные (26%) с безо­ говорочным преимуществом комбинации С С V С: plouc - звук погружения в воду, from - звук, производимый многими музы­ кальными инструментами, в частности ги­ тарой, скрипкой и т.д. Также были выявле­ ны и другие подтипы, а именно С V V С: miam - звук удовольствия от еды; С V V V: miaou - мяуканье кошки. Третье место по праву принадлежит одночленным звуко­ подражаниям (10,7%). В данном типе нет никаких вариаций: все обнаруженные еди­ ницы представляют собой вокалические образования (V: ah, oh - звуки, выражаю­ щие удивление, неожиданность; ha, hi - звуки, обозначающие смех в его различных проявлениях). Палитра шестичленных об­ разований (8,7%) невелика. Данный тип представлен лишь двумя комбинациями, а именно С V С V С V: lalala - звук напева- ния какой-либо мелодии, кёкёкё - квака­ ние лягушки, а также С С V С С V: glouglou - звук потока воды, glagla - звук, издаваемый замерзшим человеком. Первый подтип из них наиболее частотен по упот­ реблению. Замыкают классификацию се­ ми- (6%) и пятичленные (3,3 %) звукопод­ ражания. Первые представляют собой единство двух подтипов: С V С V С V С: patapan, patapon, patapoum - звук сильного и продолжительного удара, а также С V С V С С V: patatrac, patatras, patatrat — звук женской болтовни. Среди пятичленных образований обнаружена лишь единствен­ ная комбинация, а именно СССVС.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=