Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого предлагает С. В. Воронин. Он выделяет следующие типы звукоподражаний: - инстанты (обозначения удара, т.е. мгновенного звучания: звук падения в воду plop (англ.)); - тоновые континуанты (обозначе ния тонового неудара, т.е. тона: пищать bleep (англ.)); - чисто шумовые континуанты (обо значения чистого шумового неудара, т. е. собственно шума: взлетать с- шелестом крыльев flush (англ.)); - тоношумовые континуанты (обо значения тоношумового неудара, в кото ром одновременно с чистым шумовым не- ударом наличествуют ощутимые элементы тонового неудара: жужжание пчелы bzzz (англ.)); - тоновые «послеударные» инстан- ты-континуанты (обозначения удара с по следующим - вызываемым ударом - резо- наторным тоновым неударом: удар в колокол tong (англ.)). В данной работе за исходную приня то считать классификацию звукоподража ний, предложенную Ю. В. Юсип. В про цессе исследования фонетического строя звукоподражаний исследователь выделяет двух-, трех-, четырех-, пяти-, а также шес тифонемные типы изучаемых единиц [4]. По мнению автора, бифонемные зву коподражания - это звукоподражательные образования, состоящие из двух элементов (согласного, твердого (С) или мягкого (С’) и вокалического компонента (V)). Трехфонемные звукоподражания состоят из трех элементов, представ ляющих собой различные комбинации. Подобные вариации комбинаций можно наблюдать и в звукоподражательных ти пах, имеющих в своем составе четыре, пять, шесть элементов. На основании проведенного иссле дования установлено, что французские звукоподражания в фонетическрм отноше нии представляют собой систему типов и подтипов. Наиболее частотными являются трехфонемные звукоподражания (26,7 %). Из всех встретившихся комбинаций самой продуктивной признана комбинация С V С: bam, bim - звуки резкого удара, bip - звук звонка будильника, телефона и т.д., floe - звук погружения, падения в воду. Далее расположены звукоподражания со сле дующим набором фонем: - С СV (cling - звук удара по металлу или звук разбитого стекла, brek - крик зеле ной лягушки, dzim - звук металлических предметов, таких какмонеты, оружие и т.д.); - С С С (frrt - звук шелеста крыльев птицы или насекомого, pcht - свист газа или воздуха, mmm - звук невнятного бор мотания); - СVV (ka'f - крик скулящей от боли собаки, pia - звук болтовни, сплетен); - V С С (oups - звук, несущий в себе идею только что совершенной оплошно сти, ошибки, hips - звук икоты пьяного че ловека); - VVV (ouaou - лай собаки). За трехчленными звукоподражания ми следуют четырехчленные (26%) с безо говорочным преимуществом комбинации С С V С: plouc - звук погружения в воду, from - звук, производимый многими музы кальными инструментами, в частности ги тарой, скрипкой и т.д. Также были выявле ны и другие подтипы, а именно С V V С: miam - звук удовольствия от еды; С V V V: miaou - мяуканье кошки. Третье место по праву принадлежит одночленным звуко подражаниям (10,7%). В данном типе нет никаких вариаций: все обнаруженные еди ницы представляют собой вокалические образования (V: ah, oh - звуки, выражаю щие удивление, неожиданность; ha, hi - звуки, обозначающие смех в его различных проявлениях). Палитра шестичленных об разований (8,7%) невелика. Данный тип представлен лишь двумя комбинациями, а именно С V С V С V: lalala - звук напева- ния какой-либо мелодии, кёкёкё - квака ние лягушки, а также С С V С С V: glouglou - звук потока воды, glagla - звук, издаваемый замерзшим человеком. Первый подтип из них наиболее частотен по упот реблению. Замыкают классификацию се ми- (6%) и пятичленные (3,3 %) звукопод ражания. Первые представляют собой единство двух подтипов: С V С V С V С: patapan, patapon, patapoum - звук сильного и продолжительного удара, а также С V С V С С V: patatrac, patatras, patatrat — звук женской болтовни. Среди пятичленных образований обнаружена лишь единствен ная комбинация, а именно СССVС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=