Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ЛИНГВИСТИКА № 1,2004 кова, процесс наименования тесно связан с процессом узнавания, которое основывает ся на сопоставлении объектов и представ лений о них с целью выявления их общих и отличительных свойств и признаков [3]. При формировании слов специальной лек сики само называние должно опираться на определенные аналогии, ассоциации. По скольку вся специальная лексика вторична по отношению к общей, в ней преобладает условность, базирующаяся на естествен ных связях слов и именуемых с их помо щью объектов. При формировании плана выражения терминов из слов естественно го языка важное значение приобретает их мотивированность. Мотивированный тер мин легче запоминается, устанавливает ассоциативные связи с другими терминами и с именуемыми явлениями [8]. Мотивировка термина - область экстралингвистическая. Мотивированный термин как особое слово объединяет две экстралингвистические данности, мотиви рующее и мотивируемое понятие. Полу ченный таким образом термин начинает свою самостоятельную жизнь в своем тер минологическом поле. Исследование про цесса закрепления значения за звуковым комплексом раскрывает ассоциативные пути, которые соединяют в сознании имеющего представления об одном пред мете с представлениями 'о другом, в ре зультате чего эти представления включа ются в качестве значений в смысловое содержание нового слова. При этом на блюдаются следующие явления: - ограничение значения слова; - расширение значения слова, т.е. расширяется объем понятия; - включение в значение одного слова элементов значения другого; - сложение значений двух слов. По мере того как стираются поло женные в основу номинации образы, тер мин становится немотивированным, одна ко подверженным народной этимологии. Воспринимая незнакомое слово, человек ищет в нем ассоциацию с чем-либо знако мым. Разбор незнакомого слова на знако мые части является важным средством для запоминания терминов. Язык всегда несколько отстает в сво ей фиксации новых понятий от самого процесса их создания. Поэтому несмотря на точность и однозначность термина, об наруживается рост числа синонимичных терминов, конкурирующих друг с другом. Подлинный термин, по мнению А. В. Суперанской, создается в результате неоднократного кодирования и перекоди рования элементов, из которых он форми руется [8]. Как отмечал А. А. Реформат ский, «без кодирования немыслимо моделирование коммуникативных систем и самого мыслительного механизма» [5]. Являясь важнейшим средством ком муникации и выражения мысли, язык слу жит инструментом постоянного, активного осмысления мира человеком. В основе это го процесса лежит номинативная деятель ность людей, которая представляет собой целостную языковую интерпретацию дей ствительности, создание особого языково го видения мира. Вильгельм фон Гумбольдт определя ет «языковое мировидение» как динамич ный, непрекращающийся процесс пости жения мира через конкретный язык. Условия человеческого бытия, «охаракте ризованные языком», должны, по мнению немецкого ученого, возвышать человека для решения задач, связанных с его осо бым культурно-историческим предназна чением. Конечной целью человеческого об щения, согласно Гумбольдту, является свободное развитие внутренних сил людей, способных неограниченно расширять сфе ру своего существования [1]. При этом че ловеческое общение выполняет коммуни кативную функцию, которая заключается в том, что благодаря информационным про цессам и происходит связь между людьми и их коллективами. Само же понятие коммуникации ча ще всего рассматривается как обмен ин формацией между индивидами посредст вом общей для них знаковой системы [9]. Существуют разные определения типа коммуникации. Кроме устной и письмен ной различают прежде всего «межлично стную» и «массовую» коммуникации. При этом в зависимости от пространственно- временного фактора выделяют следующие подвиды [1]: - прямая и непрямая коммуникация;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=