Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ЛИНГВИСТИКА № 1,2004 кова, процесс наименования тесно связан с процессом узнавания, которое основывает­ ся на сопоставлении объектов и представ­ лений о них с целью выявления их общих и отличительных свойств и признаков [3]. При формировании слов специальной лек­ сики само называние должно опираться на определенные аналогии, ассоциации. По­ скольку вся специальная лексика вторична по отношению к общей, в ней преобладает условность, базирующаяся на естествен­ ных связях слов и именуемых с их помо­ щью объектов. При формировании плана выражения терминов из слов естественно­ го языка важное значение приобретает их мотивированность. Мотивированный тер­ мин легче запоминается, устанавливает ассоциативные связи с другими терминами и с именуемыми явлениями [8]. Мотивировка термина - область экстралингвистическая. Мотивированный термин как особое слово объединяет две экстралингвистические данности, мотиви­ рующее и мотивируемое понятие. Полу­ ченный таким образом термин начинает свою самостоятельную жизнь в своем тер­ минологическом поле. Исследование про­ цесса закрепления значения за звуковым комплексом раскрывает ассоциативные пути, которые соединяют в сознании имеющего представления об одном пред­ мете с представлениями 'о другом, в ре­ зультате чего эти представления включа­ ются в качестве значений в смысловое содержание нового слова. При этом на­ блюдаются следующие явления: - ограничение значения слова; - расширение значения слова, т.е. расширяется объем понятия; - включение в значение одного слова элементов значения другого; - сложение значений двух слов. По мере того как стираются поло­ женные в основу номинации образы, тер­ мин становится немотивированным, одна­ ко подверженным народной этимологии. Воспринимая незнакомое слово, человек ищет в нем ассоциацию с чем-либо знако­ мым. Разбор незнакомого слова на знако­ мые части является важным средством для запоминания терминов. Язык всегда несколько отстает в сво­ ей фиксации новых понятий от самого процесса их создания. Поэтому несмотря на точность и однозначность термина, об­ наруживается рост числа синонимичных терминов, конкурирующих друг с другом. Подлинный термин, по мнению А. В. Суперанской, создается в результате неоднократного кодирования и перекоди­ рования элементов, из которых он форми­ руется [8]. Как отмечал А. А. Реформат­ ский, «без кодирования немыслимо моделирование коммуникативных систем и самого мыслительного механизма» [5]. Являясь важнейшим средством ком­ муникации и выражения мысли, язык слу­ жит инструментом постоянного, активного осмысления мира человеком. В основе это­ го процесса лежит номинативная деятель­ ность людей, которая представляет собой целостную языковую интерпретацию дей­ ствительности, создание особого языково­ го видения мира. Вильгельм фон Гумбольдт определя­ ет «языковое мировидение» как динамич­ ный, непрекращающийся процесс пости­ жения мира через конкретный язык. Условия человеческого бытия, «охаракте­ ризованные языком», должны, по мнению немецкого ученого, возвышать человека для решения задач, связанных с его осо­ бым культурно-историческим предназна­ чением. Конечной целью человеческого об­ щения, согласно Гумбольдту, является свободное развитие внутренних сил людей, способных неограниченно расширять сфе­ ру своего существования [1]. При этом че­ ловеческое общение выполняет коммуни­ кативную функцию, которая заключается в том, что благодаря информационным про­ цессам и происходит связь между людьми и их коллективами. Само же понятие коммуникации ча­ ще всего рассматривается как обмен ин­ формацией между индивидами посредст­ вом общей для них знаковой системы [9]. Существуют разные определения типа коммуникации. Кроме устной и письмен­ ной различают прежде всего «межлично­ стную» и «массовую» коммуникации. При этом в зависимости от пространственно- временного фактора выделяют следующие подвиды [1]: - прямая и непрямая коммуникация;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=