Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого дальных глаголов и глаголов чувственного восприятия (seemed, think, might) и субъек­ тивную передачу времени (“seemed a long time to wait”, “waited impatiently”, “1 think they have ripened very late”, etc.). Конфликт выделенных нами тексто­ вых миров особенно наглядно проявляется в третьем абзаце, последнее предложение которого объединяет указанные «миры» в единое целое (“What she saw finally was something that made her sing and dance the whole long day”), а также в диалоге, где еще раз особенно отчетливо проявляется разница в восприятии времени персонажа­ ми, расположенными в разных текстовых пространствах : “How early the figs have ripened this year! - I think they have ripened very late”. Таким образом, иерархия текстовых миров в структуре текста рассказа Ripe Figs может быть графически представлена следующим образом: Реальный текстовой мир Миржеланий (Maman-Nainaine) : : (Babette) связан с , находится в зависимости от Мир обязательств Художественный текст, являющийся продуктом ментальной деятельности авто­ ра, вступает во взаимодействие с концеп- тосферой и отражающими когнитивными процессами реципиента текста (читателя) и предоставляет, таким образом, наиболее удобный и интересный материал для ис­ следования именно с данной точки зрения. Такое рассмотрение природы художест­ венного текста опирается на одно из ос­ новных положений когнитивной стилисти­ ки текста как двуединого процесса порождения/восприятия. Текст - это одновременно и резуль­ тат речевой деятельности, и его продукт, и сам процесс создания данного текста, вследствие чего он по своей природе про­ цессуален и динамичен. Связывая изучение таких традиционных для стилистики кате­ горий, как образно-риторическая органи­ зация текста с категориями когнитивной лингвистики, исследователь может более глубоко проникнуть в авторский замысел и более адекватно интерпретировать смысл текста, что имеет важное лингвистическое и общегуманитарное значение. Литература 1. Александрова, О. В. Когнитивная функция языка в свете функционального подхода к его изучению / О. В. Александрова // Когнитивные аспекты языковой категоризации: Сб. науч. тр. РГПУ им. С. А. Есенина. - Рязань, 2000. - С. 151-153. 2. Герасимов, В. И. На пути к когнитивной модели языка / В. И. Герасимов, В. В. Петров // Новое в зарубежнойлингвистике. - М.: Прогресс, 1988. - Вып. XXIII. - С. 5-11. 3. Голубина, К. В. Когнитивные основания эпитета в художественном тексте: Автореф. дис. ... канд. филол. наук/К. В. Голубина.-М., 1998. 4. Ивин, А. А. Основания логики оценок / А. А. Ивин. - М.: Изд-воМоск. ун-та, 1970. 5. Кубрякова, Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психо­ логия - когнитивная наука / Е. С. Кубрякова // Вопр. языкознания. - № 4. - 1994.—С. 34-47.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=