Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ЛИНГВИСТИКА № 1,2004 ного плода», превращения девочки во взрослую женщину (противопоставление green - ripe, hard - soft; само понятие figs соотносимо с библейским fig tree, ассоциа­ тивные ряды, связанные с пересечением водного пространства, цветами (хризанте­ мы) и т.д.); нарратологический анализ ука­ зывает на преобладание описания и пове­ ствования и скрытый, имплицитный характер рассуждения в тексте рассказа; традиционный стилистический подход вы­ деляет композиционные блоки текста (экс­ позиция - развитие сюжета - кульминация - развязка) и указывает на достаточно высо­ кую концентрацию стилистических средств в данном коротком тексте (мета­ форы, метафорические сравнения, аллюзии и т.д.). В рамках всех вышеуказанных под­ ходов отмечается, что данный текст осно­ вывается на бинарной модели, в которой противопоставляются два взгляда на мир и окружающую действительность. Исследуя данный рассказ с точки зрения теории возможных миров, можно прежде всего выделить два конструкта, один из которых может быть обозначен как план реально происходящих событий, «ре­ альный фикциональный мир» (просьба Ба­ бетты посетить родственников, живущих «по другую сторону залива», ответ тети, созревание инжира, обед), а другой - как виртуальный план, один •из «возможных миров» (желание героини совершить пу­ тешествие к родственникам и само гипоте­ тически представляемое путешествие). Для обозначения реального плана событий художественного текста амери­ канская исследовательница М. Райан вво­ дит термин «актуальный (реальный) тек­ стовой мир» (text actual world), а виртуальный план называет «альтернатив­ ными (возможными) текстуальными мира­ ми» (textual alternative possible worlds) [15]. Данное противопоставление позво­ ляет провести четкую границу между ху­ дожественными и нехудожественными текстами: в последних «актуальный» (ре­ альный) мир читателя и текста совпадают, в то время как в художественном тексте они отделены друг от друга и являются самостоятельными конструктами. Такое разграничение текстовых сущ­ ностей существенно для анализируемого текста: несмотря на реалистический харак­ тер сюжета и узнаваемость места и време­ ни действия, сам факт, что данный текст относится к жанру короткого рассказа, по­ зволяет читателю отграничить фикцио­ нальный художественный мир рассказа от его собственного. «Возможные миры» внутри текста неоднородны и подразделяются на «мир знаний персонажей» (совокупность их взглядов и представлений о мире), «мир ожиданий персонажей» (гипотетические построения будущего), «мир намерений» (представления о характере действий в бу­ дущем). В целом данный рассказ описывает образование определенного мира желаний одного персонажа (Babette), противопос­ тавленного реальному миру, являющемуся ментальным конструктом, в котором суще­ ствует другой персонаж (Maman-Nainaine). Воплощение мира желаний в текстовой реальности находится за границами данно­ го рассказа (Бабетта только получает раз­ решение посетить своих родственников, живущих «по другую сторону залива»), В первом абзаце текста вводится си­ туация в режиме «реального текстового мира», второй абзац связан с передачей новой текстовой сущности - мира желаний Бабетты. Время в данном мире течет мед­ леннее, чем в реальном текстовом про­ странстве (“a very long time to wait”). Осу­ ществление действий из мира желаний персонажа находится в зависимости от ис­ полнения определенных условий (ожида­ ние созревания плодов - альтернативный «мир обязательств»). Таким образом, данный текст пред­ ставляет конфликт между миром желаний и миром обязательств, связанным с реаль­ ным текстовым миром условными отноше­ ниями. Создание конфликта такого рода рассматривается многими исследователя художественного текста как необходимое условие «запуска» сюжета [15]. Хотя Бабетта также физически суще­ ствует в «реальном мире» (представленном цепочкой акциональных глаголов, пере­ дающих действия героини: danced out, walked slowly, came disconsolate, etc), одна­ ко гипотетический «мир желаний» Бабетты представлен более весомо через ряды мо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=