УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 7
1. Проведено исследование программ и стабильных учебников каждого предмета в отдельности, что дало нам возможность составить рабочую гипотезу. 2 Для проверни сделанной гипотезы проведено экспе риментальное исследование в школах. 3. В результате исследования были выявлены элементы разнития понятий о температуре и количестве теплоты. * 4. Исходя из задачи целенаправленного процесса фор мирования понятий, указаны пути возможного воздействия на второй источник. Исследование в четвертом классе На предыдущем этапе мы начали свое исследование с продумыиания той обстановки, которая окружает детей и вызывает у них зарождение представлений о количестве теплоты и температуры, в результате чего была составле на рабочая гипотеза. Последовавшее за тем эксперимен тальное исследование проводилось при ориентировке на эту гипотезу На оанном этапе мы тоже составили себе рабочую гипотезу, но уже на основании теоретического изучения программы и стабильного учебника, что дало нам возмож ность продумать, где и при каких обстоятельствах возмож но ожидать развитие интересующих нас понятий. Изучение программы Изучение программы показало, что развития жизненных понятий о количестве теплоты и о температуре можно ожидать в темах: „Вода", „Воздух" и „Пользные ископае мые". В теме „Вода" е учашьмисн должен быть проработан следукщий материал: „Расширение и сжатие жидкостей при изменении температуры. Термометр. Три состоя ния воды. Переход из одного состояния в другое Исполь зование челоьеком силы воды и пара. И. И. Ползунов — изобретатель паровой машины"1. В теме „Воздух": „Рас ширение воздуха при нагревании. Движение воздуха"2. В теме „Полезные ископаемые'1, когда будут рассматри ваться такие ископаемые, как гранит, торф, каменный уголь, нефть, руды и металлы, учащиеся опять встретятся 1 Программа начальной школы. Учпедгиз, 1950 г. стр. 45. * Т о же , стр. 46. 3* 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=