УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 7

1. Проведено исследование программ и стабильных учебников каждого предмета в отдельности, что дало нам возможность составить рабочую гипотезу. 2 Для проверни сделанной гипотезы проведено экспе­ риментальное исследование в школах. 3. В результате исследования были выявлены элементы разнития понятий о температуре и количестве теплоты. * 4. Исходя из задачи целенаправленного процесса фор­ мирования понятий, указаны пути возможного воздействия на второй источник. Исследование в четвертом классе На предыдущем этапе мы начали свое исследование с продумыиания той обстановки, которая окружает детей и вызывает у них зарождение представлений о количестве теплоты и температуры, в результате чего была составле­ на рабочая гипотеза. Последовавшее за тем эксперимен­ тальное исследование проводилось при ориентировке на эту гипотезу На оанном этапе мы тоже составили себе рабочую гипотезу, но уже на основании теоретического изучения программы и стабильного учебника, что дало нам возмож­ ность продумать, где и при каких обстоятельствах возмож­ но ожидать развитие интересующих нас понятий. Изучение программы Изучение программы показало, что развития жизненных понятий о количестве теплоты и о температуре можно ожидать в темах: „Вода", „Воздух" и „Пользные ископае­ мые". В теме „Вода" е учашьмисн должен быть проработан следукщий материал: „Расширение и сжатие жидкостей при изменении температуры. Термометр. Три состоя­ ния воды. Переход из одного состояния в другое Исполь­ зование челоьеком силы воды и пара. И. И. Ползунов — изобретатель паровой машины"1. В теме „Воздух": „Рас­ ширение воздуха при нагревании. Движение воздуха"2. В теме „Полезные ископаемые'1, когда будут рассматри­ ваться такие ископаемые, как гранит, торф, каменный уголь, нефть, руды и металлы, учащиеся опять встретятся 1 Программа начальной школы. Учпедгиз, 1950 г. стр. 45. * Т о же , стр. 46. 3* 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=