УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 7
с дровами (топливом). Жизненное понятие о количестве теплоты тоже не являетчя понятием, а находится еще в области представлений. Оба представления (количество теплоты и температуры) в сознании детей существуют раздельно, но поскольку они еще очень неясны, то нельзя говорить ни о их сопоставле нии, ни об их противопоставлении, хотя связь между ними и замечается. Дети наблюдают многие тепловые явления, происходя щие в природе и быту. Сущность этих явлений ими не осознается, взаимосвязь между некоторыми из них улав ливается. В данной статье описывается результат изучения вто рого ксIочника формирования выделенных понятий. Вторым источником является весь цикл естественных дисциплин, изучаемых детьми в 4-м классе начальной шко лы и в 5 - 6 -х классах средней. Особого внимания заслужи вает 4 й класс начальной школы, где на уроках естество знания разбираются многие тепловые явления и вводятся понятия температуры и количества теплоты. В ботанике, физической географии, зоологии, изучаемых в 5— 6 -х клас сах средней школы, учащиеся также имеют дело с тепло выми явлениями, а значит с температурой и количеством теплоты. Этот источник имеет свои особенности а именно: 1 Здесь происходит развитие зародившихся в жизни по нятий , г. е. мы имеем дело со второй ступенью процесса формирования. 2. Изучение перечисленных дисциплин будет способ ствовать этому не специально, а попутно. 3. Процесс развития понятий проходит при обучении в школе хотя и попутно, но все же под руководством учи теля, а это значит, что он может идти в нужном направ лении. Мы поставили себе задачу исследовать этот источник, чтобы раскрыть часть процесса формирования, показать, как он протекает при существующих программах и учебни ках по отдельным естественным дисциплинам без участия курса физики. Знание тою, как проходит эта часть про цесса, дает нам возможность показать, какое вмешательство здесь возможно для того, чтобы сделать этот источник дейст вительно вторым источником целенаправленного процесса формирования понятий. Работа выполнялась нами в сле дующем плане: 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=