УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 7

с дровами (топливом). Жизненное понятие о количестве теплоты тоже не являетчя понятием, а находится еще в области представлений. Оба представления (количество теплоты и температуры) в сознании детей существуют раздельно, но поскольку они еще очень неясны, то нельзя говорить ни о их сопоставле­ нии, ни об их противопоставлении, хотя связь между ними и замечается. Дети наблюдают многие тепловые явления, происходя­ щие в природе и быту. Сущность этих явлений ими не осознается, взаимосвязь между некоторыми из них улав­ ливается. В данной статье описывается результат изучения вто­ рого ксIочника формирования выделенных понятий. Вторым источником является весь цикл естественных дисциплин, изучаемых детьми в 4-м классе начальной шко­ лы и в 5 - 6 -х классах средней. Особого внимания заслужи­ вает 4 й класс начальной школы, где на уроках естество­ знания разбираются многие тепловые явления и вводятся понятия температуры и количества теплоты. В ботанике, физической географии, зоологии, изучаемых в 5— 6 -х клас­ сах средней школы, учащиеся также имеют дело с тепло­ выми явлениями, а значит с температурой и количеством теплоты. Этот источник имеет свои особенности а именно: 1 Здесь происходит развитие зародившихся в жизни по­ нятий , г. е. мы имеем дело со второй ступенью процесса формирования. 2. Изучение перечисленных дисциплин будет способ­ ствовать этому не специально, а попутно. 3. Процесс развития понятий проходит при обучении в школе хотя и попутно, но все же под руководством учи­ теля, а это значит, что он может идти в нужном направ­ лении. Мы поставили себе задачу исследовать этот источник, чтобы раскрыть часть процесса формирования, показать, как он протекает при существующих программах и учебни­ ках по отдельным естественным дисциплинам без участия курса физики. Знание тою, как проходит эта часть про­ цесса, дает нам возможность показать, какое вмешательство здесь возможно для того, чтобы сделать этот источник дейст­ вительно вторым источником целенаправленного процесса формирования понятий. Работа выполнялась нами в сле­ дующем плане: 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=