УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 7
О. Н. ЛАПИНЛ ИЗУЧЕНИЕ ВТОРОГО ИСТОЧНИКА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ СЕМИЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ПОНЯТИЙ КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОТЫ И ТЕМПЕРАТУРЫ' В предыдущем номере ученых записок ТГПИ (вып. 3 -й) была помещена статья, посвященная описанию результатов изучения первого источника формирования понятий коли чества теплоты и температуры в семилетней школе2. Мы установили, что первым источником формирования интересующих нас понятий является жизнь. Оба понятия зарождаются еще в дошкольный период, задолго до изу чения физики. Понятие о температуре появилось при „живом созерцании1, в связи с наблюдением за измерением температуры воздуха в помещении и на улице, а также при измерении температуры человеческого тела. Поэтому слово „температура" дети связывают с пого дой, с болезнью человека, т. е. с теми причинами, кото рые породили это понятие, причем на другие тела оно не распространяется. -Жизненные наблюдения у детей про водят самостоятельно, поэтому данное жизненное понятие так смутно, неясно и не является еще понятием, а только представлением о температуре. Понятие количества теплоты зародилось также при наблюдении за обогреванием жилища и приготовлением нищи. Выражение „количество тепла* у детей связывается 1 Работа проводилась на основе анализа программ и учебников 1950— 1953 гг. Хотя за последние годы выходили новые программы и учебники, но по существу в них принципиальных изменений не произошло. Поэтому наши выводы й предложения остаются в силе. 2 Ученые записки ТГПИ (выпуск третий). Статья О. II. Лапиной «Об источниках первоначального формирования понятий количества теплоты и температуры», стр. 97—116. 3 Ученые записки, VII 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=