УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 7

Описанная нами демонстрация опыта страдает весьма существенным недостатком. Одновременный пуск и оста­ новка электросекундомера или секундомера и тележки тре­ бует достаточной тренировки для получения хороших ре­ зультатов. Чтобы облегчить "'одновременный пуск тележки и электросекундомера, мы приспособили к прибору Глазы- рина автоматический пуск. Он дает возможность произво­ дить автоматически, одним поворотом спусковой рукоятки прибора пуск и остановку тележки и электросекундомера. Такое приспособление ускоряет опыт и дает результаты, как и пуск тележки и электросекундомера вручную. Приводим результаты, полученные нами при демонстра­ ции опыта на занятиях с учащимися VIII класса „В“ 2-й средней женской школы г. Тулы (разовое измерение вре­ мени) (табл. 2 ). Т а б л иц а 2 Расстояние, пройденное тележкой (в см) Движущая сила (в граммах) Время (в секундах) Ускорение (в см/сек2) Расстояние, по которому дви10 4,1 « 12 жется тележка на протяже/0 2,8 25,5 нии всех "иытов, остается 30 2,3 37,8 постоянным (100 см) 40 2 50 50 1,8 61,72 Для получения более точных данных и в этом случае желательно брать среднее значение времени (наблюдение для каждого случая проводить три раза). Изменение на­ грузки на 10 г мы берем для того, чтобы учащимся было легче установить пропорциональность между действующей силой и ускорением. Применяя эту же установку, легко установить зависи­ мость ускорения от массы при неизменной силе. Цля этого случая подбирается действующая сила, которая в процес­ се опыта не меняется, а масса грузов, установленных на тележке, увеличивается или уменьшается (для удобства наблюдения в одинаковое число раз). Полученные результаты выписываются на доске. При­ водим данные опыта (табл. 3). 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=