УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 7

те же промежутки времени при прохождении тележкой равных участков заранее вымеренного отрезка доски, рельса или стекла. Чтобы показать, что под действием силы (нагрузки) тележка движется равноускоренно, на те­ лежку можно установить капельницу и по изменению рас­ стояния между падающими на бумагу каплями сделать вывод о характере движения тележки. В нашем опыте тележка с грузами двигалась равно­ мерно под действием веса чашечки без груза (вес чашеч­ ки 13 г, тележки с гирьками 1165 г). Пуск и остановка эле^росекундомера или секундомера производились одно­ временно с пуском и остановкой тележки. Элекiросекун- домер включался в сеть с напряжением 120 в через тран­ сформатор, понижающий напряжение до. 12 в. По счету „ноль" учитель отпускал тележку и нажимал кнопку электросекундомера или секундомера. При остановке те­ лежки перед препятствием в конце пути отпускалась кноп­ ка элек 1 росекундомера. За движением тележки и показа­ нием электросекундомера следил весь класс (если учитель пользовался секундомером, то за показанием следил учи­ тель или вызванный к столу ученик). Затем на доске учителем составляется таблица, а уча­ щиеся заносят ее в тетрадь (таблица 1 ). Таблица 1 Расстояние, пройденное тележкой (в см) Движущая сила (в граммах) Время (в секундах) Ускорение (в см/сек2) асстояние, по которому дви10 4 12,5 жется тележка на протяже20 2,8 25,5 нии всех опытов, остается по30 2,3 37,8 стоянным (10J см) 40 2 50 50 1,8 61,72 at 3 Подставляя данные опыта в формулу S = —, учащие­ ся для каждого случая увеличения нагрузки находяг уско­ рение и убеждаются, что сила прямо пропорциональна ускорению при неизменной массе. Для получения наиболее точных данных желательно брать среднее значение време­ ни (наблюдение для каждого случая проводить три раза). 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=