УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 7
те же промежутки времени при прохождении тележкой равных участков заранее вымеренного отрезка доски, рельса или стекла. Чтобы показать, что под действием силы (нагрузки) тележка движется равноускоренно, на те лежку можно установить капельницу и по изменению рас стояния между падающими на бумагу каплями сделать вывод о характере движения тележки. В нашем опыте тележка с грузами двигалась равно мерно под действием веса чашечки без груза (вес чашеч ки 13 г, тележки с гирьками 1165 г). Пуск и остановка эле^росекундомера или секундомера производились одно временно с пуском и остановкой тележки. Элекiросекун- домер включался в сеть с напряжением 120 в через тран сформатор, понижающий напряжение до. 12 в. По счету „ноль" учитель отпускал тележку и нажимал кнопку электросекундомера или секундомера. При остановке те лежки перед препятствием в конце пути отпускалась кноп ка элек 1 росекундомера. За движением тележки и показа нием электросекундомера следил весь класс (если учитель пользовался секундомером, то за показанием следил учи тель или вызванный к столу ученик). Затем на доске учителем составляется таблица, а уча щиеся заносят ее в тетрадь (таблица 1 ). Таблица 1 Расстояние, пройденное тележкой (в см) Движущая сила (в граммах) Время (в секундах) Ускорение (в см/сек2) асстояние, по которому дви10 4 12,5 жется тележка на протяже20 2,8 25,5 нии всех опытов, остается по30 2,3 37,8 стоянным (10J см) 40 2 50 50 1,8 61,72 at 3 Подставляя данные опыта в формулу S = —, учащие ся для каждого случая увеличения нагрузки находяг уско рение и убеждаются, что сила прямо пропорциональна ускорению при неизменной массе. Для получения наиболее точных данных желательно брать среднее значение време ни (наблюдение для каждого случая проводить три раза). 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=