УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: МАТЕМАТИЧЕСКИХ КАФЕДР. ВЫП.2.1969

-80- вакономерност*, распространяют их на сходные объекты (умо- взклвчам по аналогия) иди целый кдасс сходных объектов (укозаклччзют по индукции), сами формулирует необходимое сум ей**♦ Создаётся такая ситуация: суждения пока нет, воть в опр ос, яа который необходимо найти ответ в форме нового суж- дерия. Ученик пона избавлен от необходимости думать над тем, вадо «ли не надо что-то готовое обосновывать и "целый уро* доказывять'.у-В стабильном учебнике арифметики И.Н. Шевченко ■ Z л—— оодерюген более ста явных предложений под названием "правило и "свойство", "закон ", "вывод" и без названий, являющихся по существу аксиомами или теоремами арифметики. Многие ив выяв­ ленных нам* суждений курса ставятся перед читателем в форме вопроса. Удачно, например, поставлены вопросы, приводящие к оужденичм об изменении величины дроби с изменением её членов в авоколько раз (§ 57 учебника). Высказанная выше рекомендация — по возможности не сообщать учащимся новых суждений в готовом виде - реализуется в учебнике арифметики более яия менее удачно. Проведанный нами логический анализ учебного материала иколЬ*эго курса арифметики показывает, что здесь довольно иного вивпдчых суждений. Обосновываются они по преимуществу индуктивно Имеется возможность на основе обучения этому материалу воспитн- вать у учздихея привычку высказывать обоснованные суидения и формировать навчки дндуктивных выводов. Необходимо эту возмож­ ности максимально использовать., %ие нами описан процесс индук- JC - — - - - -... тирч.то обоснования учащимися признака делимости суммы на число. Здесь обобщение высказано на основе рассмотрения трёх частнчх СЯ 5 "'Чвв, согласующихся о обобщением и неудачи в попытке найти aP’-M''pv ему противоречащий. Такая схемч является весьма типич­ ной дач математического творчезтва (с м ,, например, и с т . 6 ) . ^ „црд применять и в процессе обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=