УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ КПСС 1970 Г.

ции по райсельсоветам, читали газеты в избах-читальнях (155 чел.), выступали с лекциями (127 чел.), руководили крестьянским активом, кружками изб-читален (68 чел.), яв­ лялись селькорами (11 чел.). По уезду было вовлечено в культурно-просветительную работу 43% учителей. Всего по сельским р-нам губернии из 2518 учителей .в марте 1925 г. занимались чтением лекций —274, проведением бесед —630, работали в клубах, народных домах— 144, в разных культур­ но-просветительных учреждениях —422, в избах-читальнях — 653 человека. За первый квартал 1925 г. ими было проведе­ но 170 политических кампаний *. Деревенские учителя-просвещенцы вели огромную работу среди сельского населения. Газета «Деревенская правда» в последние годы восстановительного периода систематически освещала их деятельность, проводила конкурс на лучшего учителя. Например, газета рассказывала об учителе Варва- ринской школы Арсеньевского р-на Белевского уезда Г. М. Осипове. Сын пастуха, он с первых лет революции ушел с го­ ловой в общественную работу среди крестьян. По его почину был создан первый кооператив, хорошо работали культурно- просветительные и сельскохозяйственные кружки, изба-чи- тальная, жизнь школьного коллектива тесно связывалась с жизнью крестьян. Деревня Варварка являлась в уезде куль­ турной и передовой1 2. Партийные организации, воспитывая учительство в соци­ алистическом духе, стремились максимально использовать эту культурную силу для агитационно-пропагандистской ра­ боты, ликвидации неграмотности, просвещения женщин, на­ лаживания кооперации. Например, при подготовке к Всерос­ сийскому учительскому съезду по районам были проведены конференции учителей с участием представителей губкома партии. Таких районных конференций в 1925 г. состоялось 53, уездных —8; на них всего присутствовало 3153 учителя3. Организаторская и политическая деятельность партии в ря­ дах учительства привела к важному итогу: уже в начале 1925 г. коммунистическое влияние среди работников просве­ щения губернии в основном было обеспечено4. Использование кадров интеллигенции (в большинстве своем старой школы) в политическом и культурном просве­ 1 ТОТА, ф. 1, оп. 9, д. 279, лл. 41, 60. 2 «Деревенская правда», 1925. 3 мая. 3 ТОПА, ф. 1, оп. 9, д. 279, л. 13. i Т ам ж е, д. 12, л. 60. Э9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=