ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ. 1970 Г.

107 стве инструмента воздействия на действительность. Вся ж/дохественная практика членов кружка и философия Мура учили их тому, что искусство хорошо и ценно уже потому, что слу­ жит важнейшей часть» духовной жизни, что оно имеет ценность само по себе и не нуждается в других оправданиях для своего существо­ вания. И эта вера в искусство для искусства является краеуголь - ньш камнем всей философии, которую исповедовали в Блумсбери. Но заслуга группы Блумсбери состоит не в открытии этогЬ далеко не нового принципа и не в следовании ему, а в том, что участники группы (а среди них были и маститые художники, критики и литера­ торы) сделали попытку ещё раз указать обществу на значимость ис­ кусства для духовной жизни человека в то время, когда многие по­ теряли веру и в разум и в самого человека, отчаялись и разувери­ лись в том, чему paiiee столь горячо поклонялись. Без Principle Ethioa Мура кружок литераторов в Блумсбери не мог бы столь последовательно защищать свою веру в самодовлеющую ценность искусства. Учение Мура из-за его ограниченности и недо­ статков, а ещё вернее, именно благодаря им, зачастую принимает во внимание лищь стремления и нужды "высоколобой" интеллигенции первых двух декад XX столетия. Это учение хорошо послужило Блум­ сбери. Оно же дало участникам кружка и философскую основу для их веры в искусство и оставило им их этическую свободу для худо - жественного воплощения этой веры в творчестве. Представляется небезынтересным отметить и тот факт, что и са­ ми литераторы Блулсбери в своих литературных манифестах и твор - честве ориентировались лишь на "высоколобую" интеллигенцию: имс но для неё жизнь сознания представляла интерес первостепенной важности. Выступая против мерзостей буржуазной морали и стремясь уйти от них в чистый мир искусства и красоты, многие из этих ли­ тераторов последовательно и упорно отстаивали своё право на при- надлекность к "высоколобым", чистым интеллектуалам, гордились этой своей принадлежностью. Весьма характерным в этом отнонении предотапляется письмо В.Вульф редактору газеты "Нью отейтсмен", где она чрезвычайно последовательно отстаивает своё право на этот "титул" и подчеркивает свою связь с Блумсбери, который яв - тается колноч^лью многих "внсоколобых", В этом же письме даётся определение слопа "зысоколобый". "Высоколобый" - это человек чи- отого рпэуна, кокрий заставляет свой интеллект мчаться через

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=