ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1976
1. Термин или иной фразеологизм функционировал в си стеме древнерусского языка, не вышел как таковой за ее хронологические пределы, претерпев лишь незначительные изменения в семантике (изменение типа А—Ai): чадь наро читая —«избранные княжеские слуги, знать»; мужи наро читые — «избранные княжеские воины». Ср.: «Пославъ (князь Владимир .— Г. С.) нача поимати у нарочитые чади дъти *, и даяти нача на ученье книжное» (Пов. врем, лет, стр. 81); «И пославши Ольга къ деревляномъ, рече имъ: «Да аще мя просите право, то пришлите мужа нарочиты,..» (там же, стр. 41). В XVI—XVII веках словоформа нарочитый (-ая, -ые и т. д.) была в употреблении, но не в строго терминологи ческом значении. Ближе к старой специальной семантике стоят словосочетания языки нарочитые (Пов. об. ос. Пск. Стеф. Бат.), племя нарочито (Пов. о Марфе и Марии), и с трудом улавливается связь с ним в словосочетании лошадь нарочитая (Котк. Панкр. Источи., стр. 162). К той же груп пе может быть присоединен и термин княжое имя —двой ное («крестное» или христианское и «мирское») 2. 2. Термин возник в системе языка того же периода, во шел в язык великорусской народности, но не вышел за его пределы (изменение типа А— Б): люди княжи, мужи княжи (разные категории служилого населения), низовская служ ба — «служба под властью московских великих князей (XV—XVI вв.)». То же можно сказать и о моделях сложных формул, в которых фраземы-синонимы образуют своеоб разный фразеологический ряд. В нем возможны лексические замены, но схема остается инвариантной. Так, древнерус ской формуле по любви въ правду по крестному цЬловашю, хорошо известной по данным летописей и грамот, в XVII ве ке могла соответствовать формула вправе по крепостям какъ... гсдь бгъ вразумит (Котк. Пам., № 164, стр. 92). Новгородцы после поражения на Шелони неоднократно били челом Ивану III, чтобы тот гнев свой «с сердца сло жил», сохранил хотя бы некоторые элементы новгородской «старины — пошлины» и чтобы , он позвы московские отло жил да службы в Низовскую землю не наряжал (Софийск. II л. 6986, стр. 215). В этот период прекратили свое существование, полные значения в прошлом, новгородские термины воля новгород ская, грамоты/ярославли и плеонастическое название сто лицы «феодально-боярской республики» Господин Великий 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=