ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1976

ловленный тип лексического значения. У тех из них, которые обладают только этим типом значения, меняется в этом слу­ чае сама их грамматическая характеристика: они переходят в категорию состояния7. Некоторые современные исследо­ ватели считают, что развитие оценочного значения ведет к закреплению функции категории состояния8 и видят семан­ тическую общность предикативов в оценочном (субъектив­ ном) моменте 9. Особый круг слов категории состояния, как известно, вы­ ражает различные модальные отношения, являясь тем са­ мым одним из средств лексического обозначения категории модальности в русском языке 10. В аспекте фразеологии способность к выражению зна­ чения состояния как недейственного предикативного призна­ ка проявляется более интенсивно, чем в лексике. Она зало­ жена в самой природе фразеологических образований и обусловлена спецификой фразеологической номинации — особым характером и способом отражения окружающего мира, видением действительности на более высокой, чем в лексике, ступени обобщения и абстракции. Присущие боль­ шинству фразеологических объектов эмоциональность, внут­ ренняя форма, образность и экспрессивность в большой ме­ ре способствуют выражению переживаний и чувств, состоя­ ний, качественных и модально-оценочных характеристики. Тем самым категориально-грамматическая характеристи­ ка фразеологических единиц в известной степени уже пред­ определяется качественными особенностями их содержа­ ния—ее высокой насыщенностью модально-оценочной се­ мантикой, во многом содействующей формированию катего­ риального значения состояния как недейственного предика­ тивного признака. Дело в том, что оценка несовместима с значениями предметности или действенности, она стремится оттеснить и подавить их, ориентируя фразеологические еди­ ницы на передачу пассивного предикативного признака. При этом значение оценки жестко связано с грамматически­ ми свойствами фразеологических единиц. Чем сильнее и ярче значение оценки в содержании фра­ зеологических единиц, тем больше парадигматических огра­ ничений они имеют12. Ср., например, фраземы с качествен­ но-оценочной семантикой: стреляный воробей, бездонная бочка, воды не замутит, рылом не вышел,' испытывающие определенные ограничения в образовании грамматических форм, свойственных имени и глаголу. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=