ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
52 Касательно «боевиков» в их кинематографическом воплощении можно сказать следующее: этот жанр существует как воплощение стремления человека к созерца- нию насилия, и, когда фильм не преследует никакой другой цели, кроме этой, в нем оправдано присутствие спецэффектов, сопутствующих достижению этой цели. Здесь следует обратить внимание более на вопрос этичности создания и проката такой про- дукции, но рассмотрение этой проблемы в рамках данной статьи невозможно. Однако если речь заходит о «боевиках», касающихся, например, тематики Ве- ликой Отечественной войны, когда все, что с ней связано, становится лишь предло- гом для конструирования цепочки сцен различных зверств только ради спецэффек- тов, «красоты кадра» и навязчивого натурализма, когда о понимании сути случив- шегося нет и речи, сквозь все это проступают очертания кощунства. Примерно то же можно сказать и о некоторых экранизациях классики, в пер- вую очередь о фильме «Тарас Бульба» В. Бортко, где натурализм спецэффектов за- слонил содержание первоисточника, о чем упоминает М. Задорнов в одном из своих выступлений, приводя в качестве примера сцену казни Остапа. В качестве заключения хотелось бы привести цитату из книги В.В. Налимова «Канатоходец», в которой явственно отразились все аспекты увлеченности «краси- вой оболочкой», сплошь сотканной из спецэффектов. Этот отрывок взят из IX гла- вы – «Колыма лагерная»: «Я получаю право быть на нарах, потому что блатарям рассказываю «ро ' маны». Да, вспоминаю все, что могу, из классики. Усиливаю при- ключенческие моменты и сентиментальность» [2, 196]. Кто же мы в таком случае? Литература 1. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. [Электронный ресурс].– http://www.graphic.org.ru/kandinskij1.html#BM6 2. Налимов В.В. Канатоходец. Воспоминания.– М.: Прогресс, 1994. 3. Толстой Л. Н. Что такое искусство? [Электронный ресурс].– http://www.rvb.ru/tolstoy/01text/vol_15/01text/0327.htm Л. И. Решетова Тула, Россия Л. Н. ТОЛСТОЙ О СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВИЛАХ В ДНЕВНИКАХ 1847–1855 ГОДОВ С именем Л. Н. Толстого связано осмысление не только вопросов нравствен- ных, религиозно-философских, но и «практической жизни», под чем писатель под- разумевал представление себя другим, установление социальных контактов и взаи- модействий, слагающихся в картину общей жизни. Л. Н. Толстой, по наблюдению советского литературоведа Я.С. Билинкиса, «как никто прежде, следит за самим хо- дом жизни, за процессом общения человека со всеми другими людьми» [Билинкис, Ленинград, 1959, с. 115]. В художественные произведения диалектика жизни, так же как и диалектика души, пришла из Дневников. Дневниковые записи убеждают в важности для Толстого социального опыта, не менее, чем опыта духовного. В то же время здесь, осваивался не только метод «диалектики души», но и намечались «Логика и смысл нравственного учения Толстого»,– которые – « во многом являют- ся отражением его духовного опыта» [Мелешко, Москва, 2006, с. 200]. Одним из мотивов обращения к записям в Дневнике Толстому послужило же- лание изменять собственную личность в процессе «обдумывания самого себя».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=