ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
381 первых статьях, опубликованных в 1859 – 1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной поста- новкой вопросов и особенно предложением о способах их решения. Посетив в 1860 году Англию, Бельгию, Германию, Францию и Швейцарию, Толстой приходит к выводу о том, что, как в России, так и в Западной Европе на- родное образование не отвечает потребностям и запросам народа, а содержание и методы обучения находятся в полном несоответствии со стремлениями и интере- сами детей. Он писал, что «лучшая берлинская народная школа с портретом Песта- лоцци» и расположенная недалеко от Ясной Поляны русская сельская школа «со- вершенно одинаковы и равны»: обе они вызывают негодование по поводу деспо- тизма учителей, которые «согласны в отрицании права свободы человека на том ос- новании, что этому человеку только 10 или 12 лет». На основе этих рассуждений Толстой сформулировал такую формулу: «Критериум педагогики – свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражании Ж.-Ж. Руссо и пропаганде идей «свободного воспитания». С огромной болью, полный сострадания к народу и его детям, Л. Н. Толстой признаётся в основных мотивах, заставляющих его зани- маться педагогической деятельностью. По мнению Л. Н. Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу со- вершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и дале- кого от идеала общества. Заостряя свою мысль и допуская полемические преувели- чения, Толстой писал: «Здоровый ребёнок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе... Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра» [Толстой, 1928 – 1958, 72]. Толстой был тонким психологом, исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. По словам Н. К. Крупской, «душу ребёнка умел видеть Толстой…». Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увле- кался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, эксперимен- тальной школой была в 1861 – 1862 годах Яснополянская школа. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критико- вал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жиз- ни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педа- гогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания де- тей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была ос- новываться на уважении личности ребёнка, развитии его активности и самостоя- тельности, всех его способностей. Яснополянская школа была оригинальным, не имевшим аналогов, бесплат- ным учебным заведением, основной задачей которого являлось создание усло- вий для развития творчества и самостоятельности. Л. Н. Толстой считал, что не следует учить детей сочинять, можно лишь научить их, «как браться за сочинитель- ство». Перечислим приёмы, которые использовались в Яснополянской школе: пред- лагался большой выбор тем; читались лучшие детские сочинения; во время про- сматривания детских сочинений не делалось замечаний об опрятности тетрадей, о каллиграфии и орфографии; механизм сочинительства на выбранную тему обсуж- дался с группой детей. Разве это не интерактивный метод, о котором говорим мы в XXI веке?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=