ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

60 руются противоречия, которые изначально формируют представления че- ловека о мире и его отношение к нему. Отсюда впоследствии и тот выбор, который делает каждый: «одни пристают к разбойникам и грабят, другие думают, что они не виноваты, если только пользуются грабежом, не одоб- ряя его и даже стараясь прекратить его, третьи возмущаются и хотят раз- рушить гнездо, но они слабы и их мало» (54, 82). Отсюда и вопрос, кото- рый ставит автор: «Что же надо делать?» Слово разбойники в тексте напрямую связано и со словом правительст- во и усиливается номинацией шайка , обозначающей «группу людей, уголов- ных элементов, объединившихся для грабежа, разбоя и т. п.», «банда» (8): «правительство есть шайка разбойников» (55, 10). При этом глагол грабят , использованный автором неоднократно, образует синонимический ряд с гла- голами обкрадывают, отобрали и выступает в тексте в 2-х значениях: 1) применяя насилие, отнимать, забирать чужое имущество; 2) расхищать го- сударственные или частные средства, пользуясь властью администратора, управляющего, доверенного лица (БАС, 3, 349). Словосочетание же «грабеж государственный» (54, 12) связано со значением «насилие со стороны госу- дарства на всех уровнях жизни». Слово же грабеж обозначает добычу граби- теля, награбленное (БАС, 3, 350), является в тексте синонимом слова добы- ча : «от участия с этими разбойниками в пользовании их добычей» (55, 10). Мысль о грабеже как образе жизни богатых зафиксирована и в днев- никовых записях, сделанных 24 мая 1905 г.: «Говорят о нечестности кре- стьян, о лживости, воровстве. Это-то и ужасно. Ужасно то, что мы, те, ко- торые ограбили и грабим крестьян,– мы виноваты в этом. Какой чест- ности, правдивости требовать от человека по отношению к разбойникам, которые ограбили и захватили его?» (55, 142). Глагол грабят (ср. с.-хорв. гpàбљив(ū) -а, -о – «хищный», гpàбљивац – «хищник») (9) связан с номи- нациями полиция, шпионы, тюрьмы, ссылки , войска (54, 94) и восходит к значениям «насилие» и «деспотизм». В свою очередь, слова насилие ( в насилиях, насилия, насилием ) и дес- потизм связаны с номинацией правительство , с оппозицией, отраженной в названии работы «Правительство, революционеры, народ». Честные лю- ди, по Л. Н. Толстому, противопоставлены правительству, людям, которые имеют право убивать и грабить (55, 81). Уничтожить же насилие, символи- зирующее зло, с точки зрения писателя, можно только если «воспитывать детей в истинной религии» (54, 100). Вера и насилие несовместимы. Размышляет Л. Н. Толстой о борьбе с насилием и в записи от 22 янва- ря 1904 года, в которой ключевым словом становится номинация прави- тельство . С помощью глаголов подчиняться , служить , признать , а также не признать , просветить , убедить перестать быть (разбойниками) фик- сируется возможность по-разному относиться к власти (55, 10). В дневниковых записях от 1 декабря 1904 года изменение сущест- вующего строя сравнивается со строительством дома, родного очага: «Су-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=