ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
44 – создание «Азбук» и «Русских книг для чтения», в которые во- шли тексты на нашем природном, «туземном» языке, опыты по созданию круга чтения для народа, народные рассказы: «Чем люди живы», «Зерно с куриное яйцо», «Два старика» и др. Наше исследование показало: все три направления этой творческой деятельности взаимосвязаны, а второе (педагогическое) являлось опытно- экспериментальной базой для первого и третьего, к примеру, основани- ем для размышлений по поводу критериев оценки языка «Книжек для де- тей и для народа». «Язык должен быть не только понятный или простонародный, но язык должен быть хороший. Красота, или, скорее доброта, языка может быть рассматриваема в двух отношениях. В отношении самых слов употреб- ляемых и в отношении их сочетания. В отношении слов, ежели я скажу, что не надо употреблять слова великолепный , относя его к голосу или нравственным качествам человека, а говорить хороший , прекрасный , не го- ворить щедрый , а говорить простый , не говорить квиты , а просты (я уже не упоминаю об иностранных словах, которые легко могут быть заменены русскими), то я советую не то что употреблять простонародные, мужицкие и понятные слова, а советую употреблять хорошие сильные слова и не со- ветую употреблять неточные, неясные, необразные слова. Я порошу чита- теля, интересующегося этим вопросом, прочитать повесть «Ложкой кор- мит, а стеблем глаза колет» в 4-м № «Ясной Поляны», составленную уче- никами. Я считаю эту повесть образцом языка как в отношении слов, так и их сочетаний. То замечание, которое так обыкновенно слышать, что не нужно умышленно коверкать и пестрить язык, пожалуй, верно, но мне ка- жется не так выражено. Нужно советовать и не пестрить язык, а писать хо- рошим русским языком, что чрезвычайно трудно. Не нужно говорить: «Он был красивый такой», а говорить: «Он был красивый», не употреблять ис- кусные перифразы с беспрестанным прибавлением частицы «то», для того чтобы сказать самую простую вещь, имеющую короткое и меткое название на нашем языке» (там же, с. 131). Здесь не только советы, как «разглядеть» псевдонародный язык, но и дана ссылка на повесть, написанную ученика- ми, как образец «хорошего русского», «туземного» языка. Далее в той же статье, в разделе 2 (сочетание слов), Толстой заявляет: «Как в словах, так и в речах, т. е. периодах, мало сказать – нужны понят- ные короткие предложения, нужен просто хороший, мастерской язык, ко- торым отпечатывает простолюдин (простонародье) все, что ему нужно ска- зать, то, чему мы учимся у него и не можем научиться. Длинный закручен- ный период, со вставочными и вводными предложениями, тот период, ко- торый в старину составлял славу Бюфонов, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли… …Мало того, есть формы удлинения речи, совершенно чуждые русскому языку и которые искусственно и бесполезно введены в русский язык,– та-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=