ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
22 Н. А. Гаврилина Тула, Россия ПРОИСХОЖДЕНИЕ НИЩЕНСТВА В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НИМ Простейшие виды благотворительности, заключавшиеся почти исклю- чительно в кормлении нищих, применялись в самой глубокой древности. Князья, духовенство, находясь под влиянием христианского вероучения, стремились следовать религиозным заповедям, главнейшие из которых по- велевали любить Бога и любить ближнего как самого себя. Святой Влади- мир, как известно, позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжеский двор, чтобы кормиться. Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных по- буждений, князья, естественно склонны были ставить ее под покровитель- ство церкви и поручать осуществление самого дела представителям рели- гии, т. е. духовенству. При всех монастырях, имевших средства, произво- дилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда осо- бые помещения. Так уже в Церковном уставе 996 г. упоминалось об обязанностях ду- ховенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на со- держание церквей, монастырей, больниц, богаделен и на прием странных- неимущих была определена «десятина», т. е. десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т. д. Никогда впоследствии, в течение всей остальной нашей истории, на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой воспрещались какие-либо рас- следования о нищих. Собранный Иоанном Грозным Стоглавый Собор (1551 г.) констатиро- вал страшное развитие нищенства и при этом указывал на отсутствие над- лежащих мер призрения. Собор возложил попечение о бедных на обязан- ность общества. Собор признал необходимым регулировать его государст- венными мерами. Иоанн Грозный возложил дела призрения на один из су- ществующих приказов, тем самым включил их в круг задач государствен- ного управления. Однако систематических законодательных мер в области призрения, по-видимому, не предпринималось. Идея общественного при- зрения только наметилась, но не вошла еще в сознание общественных и го- сударственных деятелей. Благотворительная деятельность при Алексее Михайловиче носила прежний характер и мало отличалась от древнейших форм. При Федоре Алексеевиче в 1682 году правительство должно было подготовить особый акт, открывающий, по общему убеждению, новую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=