ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

144 плотной духовности. В истинно христианской антропологии противостоя- ние тела и духа невозможно. Толстой же – объясняет В. В. Зеньковский – «во имя бесплотной духовности <…> отрицает все три тайны святой пло- ти, заключенные в христианских таинствах и догматах: тайну Воплощения, тайну Приобщения (Евхаристии), тайну Воскресения плоти» 1 . Мережковский считал, что Толстой смерть не преодолел и его религия превратилась в «буддийский нигилизм, в религию небытия». Эта идея ак- туализируется в работах наших ученых в последнее время. Например, она широко используется О. Соиной, которая, отмечая конфликт между эмпи- рическим и религиозно-рассудочным началами человека как основную ду- ховную апорию Толстого, также доказывает, что «любой мыслитель, так или иначе постулирующий антиномичность человеческой телесности и че- ловеческой духовности как основание христианской антропологии, по су- ществу, проповедует не религию вечной жизни, а религию вечной смерти, не имеющую никакого отношения к подлинному христианству» 2 . И. А. Бунин в книге «Освобождение Толстого» занимает позиции, близ- кие к буддизму: стремление к «безличности» представляется ему в высшей степени ценным и оправданным. Бунин предлагает свой вариант «освобож- дения», который заключается для личности в растворении в «Нирване», в утрате своей «особости», в слиянии с «небытием». Для христианского сознания позиция Бунина, соответствие которой он находит в творчестве Толстого, вряд ли приемлема, но в понимании Толстого ему не откажешь. Основным его противоречием, по мнению автора «Жизни Арсеньева», бы- ло одновременное стремление к отмене «особости» личности и страх поте- рять ее – это противоречие он так и не разрешил. Поэтому «Толстой гос- подином смерти не был». Соответственно Бунин так определяет харак- тер «освобождения» Толстого от смерти: «если есть бессмертие, то толь- ко в безличном» 3 . С книгой Мережковского о Толстом и Достоевском спорил В. В. Ве- ресаев. Он увидел в сочинении современника возвеличивание Достоевско- го за счет творца «Войны и мира» и «Анны Карениной» и внес свои акцен- ты в понимание толстовского творчества. В. В. Вересаев доказывал, что герои Толстого, как и их создатель, не могут проникнуть в тайну мира ра- зумом – им необходим инстинкт жизни, поскольку из мрачной тайны смерти он выносит лишь торжествующую, светлую тайну вечной жизни. Н. А. Бердяев отмечал рационализм учения Толстого и вместе с тем тенденцию отказа от личности. «Личностное бытие есть безличное бытие. Блаженная, счастливая жизнь покупается отказом от личности… Толстой страстно и мучительно искал смысла жизни и Бога. Но в Бога он не верил, он был неверующий человек, он был одержим страхом смерти. Нельзя на- 1 Зеньковский В. В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский.– М., 1996.– С. 262. 2 Соина О. Л. Толстой: парадоксы этического человекотворения / О. Соина // Человек.– 1996.– № 2.– С. 75. 3 Бунин И. А. Освобождение Толстого / И. А. Бунин // Собр. соч.: В 9 т.– М., 1988.– Т. 9.– С. 95.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=