ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

281 И. Н. Хаткова Майкоп, Россия КОНЦЕПЦИЯ ПРАВЕДНИЧЕСТВА В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ОТЕЦ СЕРГИЙ» Философские и религиозные искания Толстого закономерно привели к изменениям его взглядов, что, в свою очередь, нашло отражение и в его творчестве 1890 - 1900-х - оно являлось воплощением новых взглядов в более доступной форме. Повести и рассказы Л.Н.Толстого объединяются постановкой общей для них темы, которую условно можно определить как «житийно-монастырскую». В пределах данной макротемы представляется интересным исследование концепции праведничества и лжеправедничества как способов передачи различного по сути опыта духовной жизни человека. Праведничество – социокультурный феномен, соединяющий в себе опыт напряженной духовной жизни, причастности человека к миру идеального бытия, к высшей правде и практику воплощения этого идеала в жизнь; это поиски человеком себя в истине, а не истины как таковой. Праведничество открывает человеку его ресурсы, необходимые для преодоления социального эгоизма и для обретения способности позитивно влиять на все стороны жизни как отдельных людей, так и социальных общностей [Тарасов, 2006, 42]. «Монастырская» тема привлекала Толстого ещё в конце 1870-х годов и продолжала интересовать писателя до последних дней его жизни. «Духовный кризис, в который оказался ввергнут Толстой и который начался непреодолимым отвращением к опостылевшей ему жизни, был не просто мучительным и долгим. Он перевернул весь его внутренний мир, определил собою всю его дальнейшую судьбу и последним трагическим отблеском отозвался в самом исходе его жизни - в тайном бегстве из дома тёмной осенней ночью 1910 года, в предсмертных днях и часах на маленькой железнодорожной станции Астапово, в самой его смерти. Главнейшим же итогом этих мучительных лет было создание Толстым первых основ того религиозно-философского учения, ...дальнейшая разработка которого составила основное содержание всей второй половины его жизни» [Виноградов, 1981, 8 - 9]. Особым поводом обращения к «монастырской» теме явилось поселение сестры писателя Марии Николаевны в Белевский женский монастырь осенью 1889 года. В дневниковых записях Толстого появляются размышления о монастырской жизни, а в феврале 1890 года он совершает вместе с дочерью Марией и В.А. Кузминской новое путешествие в Оптину пустынь. Однозначно отрицательное впечатление писателя от поездки отражено в дневниковых записях от 27 и 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=