ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

270 второй редакции «Сна», и Альберту из окончательной редакции повести становится стыдно за себя от одного взгляда этой женщины. В тот период Толстой остро переживает отсутствие в своей физической жизни (не в воображении или воспоминании) такого человека-ориентира. Следы его подсознательных стремлений к материализации идеала, лично для него воплотившегося в образе матери, можно обнаружить в ходе работы над «Альбертом». Закончив в марте 1857 г. первую редакцию повести о немецком музыканте конспектом главы XIV и размышляя о ее доработке, Толстой в раздумье записывает на полях знаменательное «Этот мир не то» и «Красота на том свете», а его рука рисует странный профиль, отдаленно (покатым лбом, курносым носом, тяжелым подбородком, детскостью, растрепанными волосами) напоминающий единственный сохранившийся портрет М.Н. Волконской, по которому только Толстой и знал мать. Другая грань образа женщины – потерянная первая любовь – также связана с сильно беспокоящим Толстого опытом, опытом стыда и раскаяния от профанации любви в борделе. В. Жданов [Жданов, 1993, 13- 14] доказывает, что это был именно личный опыт Льва Николаевича. Насколько волновала Толстого эта тема, видно уже из того, что проблема посещения подобных заведений затрагивается и в «Святочной ночи», и в «Альберте», а «Сон», по замыслу автора, должен был войти в «Войну и мир» (рукопись 1865 года) в качестве сна Николая Ростова, только что также пережившего падение в борделе [Юб. собр. соч. Т. 7. С. 362]. «Сон» и «Альберт» знакомят с малоизученными чертами Толстого как автора. Его тяготение к исповедальности, которое проявлялось в нем и раньше, и позднее, получает здесь необычное преломление. Исповедальность в данном случае направлена не вовне (в «Исповеди» будет необходимо транслировать на других выводы, сделанные из опыта), а скорее на себя, на прояснение чего-то в себе и для себя. Читатели упрекали автора в непонятности. Но лиризм и психологизм доходят здесь до уровня почти сакральной интимности. Происходит жанровый сдвиг в сторону лиризации прозы. Литература 1. Толстой, Л.Н. Юбилейное собрание сочинений в 90 томах / Л.Н. Толстой. – М. : Государственное издательство художественной литературы, 1937-1957. 2. Толстой, Л.Н. Полное академическое собрание сочинений в 100 томах / Л.Н. Толстой. – М. : Наука, 2000-настоящее время. 3. Толстой, Л.Н. Неизданные рассказы и пьесы / Л.Н. Толстой ; под ред. С.П. Мельгунова, Т.И. Полнера, А.М. Хирьякова ; предисловие Т.И. Полнера. – Париж, 1926.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=