ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

269 Происходящее (таинственное появление и исчезновение женщины и толпы), по логике внешнего мира, практически лишено смысла, оно существенно лишь с точки зрения внутреннего мира субъекта видéния (сновидения в случае со «Сном» или галлюцинации Альберта). Как заметил о «Сне» Т.И. Полнер в предисловии к редактируемому им «парижскому сборнику» [Л.Н. Толстой. Неизданные рассказы и пьесы, 1926, 5), «с этим произведением у Толстого связывались, по-видимому, какие-то весьма ценные для него переживания». Переживания эти были настолько интимными и ценность их была настолько личной, что когда Толстой предпринял попытку напечатать «Сон» в редактируемой И.С. Аксаковым газете «День» от имени «начинающей писательницы» Натальи Петровны Охотницкой (эта женщина действительно проживала в Ясной Поляне, но была малограмотна и вряд ли подходила на роль автора такого произведения), редактор мотивировал отказ печатать тем, что «содержание слишком неопределенно и может быть вполне понятно только самому автору» [Юбилейное собрание сочинений. Т. 7. С. 362]. Кроме «самого автора» вполне могли понять всю полноту содержания толстовского «стихотворения в прозе», пожалуй, близкие люди Льва Николаевича – брат Николай и мать. По отношению к ним имело такую действенную силу слово «воспоминание», центральное и для «Альберта» ( «Все неоцененные минуты того времени одна за другою восставали перед ним, но не как незначащие мгновения бегущего настоящего, а как остановившиеся, разрастающиеся и укоряющие образы прошедшего» [Юб. собр. соч. Т. 5. С. 32]; «“Уж не во сне ли это?” — спросил он себя; но нет! это была действительность, это было больше, чем действительность: это было действительность и воспоминание» [Юб. собр. соч. Т. 5. С. 52]), и для «Сна» ( «С ее появлением исчезли и мысли, и толпа, и восторги; но и она не осталась со мною. Осталось одно жгучее, безжалостное воспоминание» [ПСС. Т. 4 (21) С. 557]). Это произведение адресовано им, духовно необходимым людям. Пронизывающее текст чувство утраты в отношении матери было уже фактом, в отношении Николая – еще только предчувствием (Николай умер в 1860 г.). С Николаем «Сон» связан непосредственно, так как материалом для него, собственно, послужило рассказанное братом сновидение [Юб. собр. соч. Т. 7. С. 361]. Потому Толстой изначально называл произведение «Николенькиным сном» (см. запись от 31 декабря 1857 г.). Воспоминание о матери – одна из составляющих образа женщины, пригрезившейся лирическому герою «Сна»: «Не знаю, была ли то первая погибшая мечта любви, или позднее воспоминание любви матери» [ПСС. Т. 4 (21) С. 557]. В образе не меньше архетипического, чем лично толстовского. Женщина в «Сне» и в «Альберте» - некий идеал человека, по которому можно было бы судить о своих поступках и мыслях. И герою

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=