ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
267 равно дороги ему; по существу более дорогим для Толстого было второе, если учесть конечные творческие цели писателя – сделать свое искусство полностью понятным, доступным всем без исключения людям (напомню, что в трактате ''Что такое искусство?'' Толстой одним из главных достоинств подлинного, настоящего искусства считает общепонятность, общедоступность его), обратить без смысловых потерь познанное средствами своего искусства в универсальный открытый Учебник-Книгу истинной, по его представлениям, жизни. Совсем не случайно в издании ''Войны и мира'' 1873 года Толстой не пошел в угоду критикам книги на полное устранение из нее авторских философско-исторических рассуждений, а все-таки оставил их отдельным приложением к повествовательно-изобразительной части ее, хотя в то время было немало считавших, подобно тем же Тургеневу и Страхову, эти рассуждения совершенно ненужными, излишними в ней. Е. Ю. Фатюшина Северо-Задонск, Россия «ЭТО БЫЛО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ: ЭТО БЫЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ВОСПОМИНАНИЕ…» (рассказ «Сон» и финал повести «Альберт») В творчестве Л.Н. Толстого особняком стоят тексты, не понятые и не оцененные читателем, но высоко ценимые автором. Среди них – оригинальное по жанру произведение «Сон» (1857, 1863) и повесть о музыканте «Альберт» (1857-1858). Отказ А.Н. Некрасова печатать повесть «Альберт» привел к размолвке двух писателей, а затем и к разрыву Л.Н. Толстого с журналом «Современник». О «Сне» Толстой после неудачных попыток доказать первым читателям законченность и художественную ценность своего детища пишет в дневнике от 31 декабря 1857 г.: «Никто не согласен, а я знаю, что хорошо». «Сон» и финал окончательной редакции «Альберта» (всего Толстым наработано около 6 совершенно различных финалов повести) связаны не только временем создания и несовпадением отношения автора и читателей. Содержательно эти тексты тоже очень похожи. В основу обеих редакций «Сна», равно как и финала «Альберта», положена не смена событий или наблюдений, а ход изменения психологического состояния героя. Во всех трех отрывках сохранена внешняя канва – некое вдохновенное действие субъекта на возвышении перед толпой, появление женщины, из-за неё - прекращение действия и переворот в самоощущении субъекта. Вследствие видимого сходства произведений И. Эйгес считал «Сон» основой для финала «Альберта» [Эйгес, 1928, 132]. По мнению Б. Эйхенбаума,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=