ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

258 5. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати двух томах. – М.: Худож. литература, 1980. 6. Шкловский В.Б. Избранное в двух томах. – М.: Худож. литература, 1983. Примечание 1 Терминология используется с опорой на монографию Б.П. Иванюка «Метафора и литературное произведение», где в результате структурного анализа метафоры, вычленяются три её компонента: предмет (объект образной рефлексии), предикат (объект, с которым соотносится «предмет») и «аргумент», мотивирующий сходство первых двух элементов. (Иванюк Б.П. Метафора и литературное произведение (структурно- типологический, историко-типологический и прагматический аспекты исследования). – Черновцы, - 1998. – С. 10). Ю. И. Парахин Москва, Россия ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ «ОТСТУПЛЕНИЯ» КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ЖАНРОВОГО НАЧАЛА КНИГИ ЖИЗНИ В «ВОЙНЕ И МИРЕ» В «Войне и мире» очень явственно просматривается тенденция Толстого к реализации собственного художественно-творческого опыта в форме Книги Жизни. Наиболее всего она проявилась в наличии там пространных ''отступлений'' 1 - рассуждений автора-повествователя на философские и исторические темы. Эти теоретизированные философско- исторические ''отступления'', особенно обильно представленные в последних частях ''Войны и мира'' и в его эпилоге, придают произведению Толстого некоторое подобие открытого Учебника (Книги) Жизни. В этой связи нельзя не согласиться с верным, тонким наблюдением замечательного русского философа И.А. Ильина, который пишет в своей работе ''Лев Толстой как истолкователь русской души (''Война и мир'')'', что ''Война и мир'' Толстого – ''это нечто большее, чем роман, поэма, повесть; это нечто большее, чем само искусство , – и читатель это постоянно чувствует, дивится этому в умилительном бессилии понять'' [Ильин И.А., 1997, 433]. Именно потребность Толстого-художника обратить свое искусство, свое великое художество в Книгу-Учебник Жизни, стремление его сделать свое искусство средством познания всеобщих истин, необходимых и пригодных для духовно-нравственного руководствования человека в практике бытия, во взаимоотношениях его с окружающим миром – с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=