ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

249 плодотворным и послужил преддверием бытийных открытий героев зрелого и позднего Толстого. Литература 1. Густафсон Р. Обитатель и Чужак. Теология и художественное творчесвто Льва Толстого / Р. Густафсон. – СПб.: Академический проект, 2003. 2. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / Л.Н. Толстой. – М.-Л.: ГИХЛ, 1928 – 1958. Е. А. Никитина Елец, Россия ОППОЗИЦИЯ «ЗВЕРЬ» – «МЕХАНИЗМ» В МЕТАФОРИЧЕСКИХ СРАВНЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собой для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна и без того сцепления, в котором она находится… Нужны люди, которые показали бы бессмыслицу отыскивания отдельных мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателем в том бесчисленном лабиринте сцеплений, в котором состоит сущность искусства и по тем законам, которые служат основанием этих сцеплений». [Толстой,Т.18, 1984, 784- 785]. В границах обозначенной заглавием и многократно цитируемым утверждением Толстого проблематики интересным представляется вопрос о функционировании микрообраза в системе художественного текста, метафорического сравнения в частности. Являясь элементом структуры, существуя только внутри её, во взаимоотношении с другими элементами, сравнение не только зависит, но и образует материю произведения, содержит в себе некий семантический потенциал художественного целого, способствует выявлению авторского мирообраза. Уточним здесь, что метафорическое сравнение рассматривается нами как локальное явление, в рамках художественного целого обладающее особой композиционной и семантической нагрузкой. Вопрос о бинарных семантических оппозициях на уровне образной системы художественной прозы Л.Н. Толстого не раз вставал перед исследователями. Впервые проблема была затронута школой русского формализма, в частности В.Б. Шкловским, который при анализе «Войны и мира» указывал на антитезу, формируемую парами персонажей (Наполеон – Кутузов; Пьер Безухов – Андрей Болконский и т.д.). Попытка выявления и обоснования подобной оппозиции на уровне метафорических

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=