ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

244 К. А. Нагина Воронеж, Россия «ЗАЧЕМ ОН НЕ ИЛЮШКА…» ПОЗНАНИЕ КАК ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. ТОЛСТОГО Центральный философский вопрос творчества Л. Толстого – вопрос о путях и способах познания. Современные писателю естественные и общественные науки строили «все свои исследования на неверном положении о том, что все то, что представляется человеку известным образом, действительно существует так, как оно ему представляется. Положение же о том, что мир действительно такой, каким он познается одним из бесчисленных существ мира – человеком, теми внешними чувствами: зрением, обонянием, слухом, вкусом, осязанием, которыми одарено это существо (человек), совершенно произвольно и неверно …потому, что для всякого существа, одаренного другими чувствами, как например, для рака или микроскопического насекомого… мир будет совершенно иной» [Толстой, 1936, 38, 140]. Главную причину того, что знание, основанное на эмпирическом опыте, – «самое жалкое и подверженное заблуждениям» [Толстой, 1937, 55, 215], Толстой усматривает в дистанцировании эмпирического разума, познающего субъекта от самого жизненного потока, частью которого является сам познающий. Универсальным для Толстого становится такой способ познания, который устраняет эту дистанцию: «Свободно в человеке одно – сознание, т.е. способность сознавать, перенести всего себя, свое внимание, чувство на то или другое. В самом простом виде сознание это – сознание того или другого члена своего тела. Могу направить, перенести сознание на руку, ногу, левую, правую, на палец, ухо <…> могу перенести на другие существа… Это перенесение сознания на других есть причина, условие возможности любви» [Толстой, 1937, 56, 357]. «Перенесение сознания на других» – это когда сознание движется вовне, расширяет свои границы, захватывая в них «другого». Универсальная связь между познающим и объектом познания есть любовь – «стремление отнять больше, уйти от себя и захватить больше…все – быть Богом» [Толстой, 1937, 56, 24] . Постижение бытия путем приобщения к нему в монографии профессора Принстонского университета Р. Густафсона названо познанием «с помощью эмоционального» или «внимающего сознания»: «Для Толстого познание с помощью внимающего сознания, сознания, стремящегося охватить все и стать Богом – это путь жизни и любви. В его творчестве изображение персонажа в тот момент, когда он выходит за рамки своей личности, когда он открывает другого в акте познания через внимающее сознание, постигающее все – воплощает и раскрывает путь к Богу» [Густафсон, 2003, 244] .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=