ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

232 3. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика / Г.Е. Крейдлин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. 4. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство – СПб, 2006. 5. Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007. (Напечатано по изданию: «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон». Составители: Юрьев и Владимирский. Санкт-Петербург, 1889). 6. Толстой, Л. Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. / Л.Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1981. Т. 8. Л. Б. Лотухова Тула, Россия ИДЕЯ ЭЛЕКТИВНОСТИ В «КРУГЕ ЧТЕНИЯ» Л. Н. ТОЛСТОГО Книга, которую Л.Н. Толстой считал для себя итоговой и важнейшей, которая одна сопровождала его на пути в Астапово, заключает в своем названии слово «круг». Л.Н. Толстому была дорога идея разумного самоограничения во всем: «Сократ постоянно указывал, что при правильном познании надо доходить только до известного предела, который не следует переступать». Он воспринимал мыслителей и мудрецов всех эпох и рас как живых равноправных собеседников и друзей: «…я по себе знаю, какую это придает силу, спокойствие и счастие – входить в общение с такими душами, как Сократ, Эпиктет, Arnold, Паркер…Очень бы мне хотелось составить круг чтения, т.е. ряд книг и выборки из них, которые все говорят про то одно, что нужно человеку прежде всего, в чем его жизнь, его благодать». Толстой убежден, что «всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно». Строгий взыскательный отбор мыслей уподобляет труд Л.Н. Толстого четкому ореолу вокруг источника света, который не сливается с «тьмой внешней»: «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» [Ин. 1:5]. «Отринув все, держись лишь этих немногих правил», «отстрани от себя все другие представления» - внушает себе Марк Аврелий часто цитируемый Толстым. На рубеже веков многих мыслителей волновала идея очищения духа и разума от случайных примесей. В альманахе начала ХХ века «Дневник православного священника» читаем: «Сердце человека стучится то в одну, то в другую дверь, ища себе пристанища; но тут его истерзают, там осквернят грехом или насмеются над ним, и после всего этого остаются пустота и горечь. И вдруг, наконец, услышит он слова: «Одно только нужно» [Лк. 10:42]. И предстанет перед ним божественный сердцеведец,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=