ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

226 Дмитрий Оленин, слившись с природой, так и не нашел среди казаков одухотворенной жизни Всего , и поэтому среди них он оставался чужим. Иван Ильич Головин, лишивший себя настоящей жизни и склонный в отношениях с окружающими « выделить одно служебное и откинуть человеческое » (26; 81), пересматривает перед смертью принятую им когда- то в юности систему ценностей и делает вывод о порочности и духовной ущербности своей прежней жизни, успехами и высотами в которой он так гордился. Таким образом, научное освещение концепции человека в творческом сознании Толстого позволяет уточнить представления о христианской аксиологии в его религиозно-философских и художественных исканиях, поскольку воззрения писателя на человека этически восходят к православной антропологии. Уяснение единства авторской концепции человека предполагает ожидаемое освоение целостности и преемственности духовных исканий Толстого, художника и мыслителя. Художественный мир Толстого отражает авторское понимание человека, что проявляется в психологической насыщенности картин внутренней жизни героев на путях их духовного становления в смиренном постижении в контексте христианской культуры себя как части Всего, сопричастной Всему − миру Божьему. Литература 1. Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 тт. / Л.Н. Толстой. − М.: ГИХЛ, 1954. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. 2. Набиев, Н.Г. Человек в мире Л.Н. Толстого / Н.Г. Набиев. − М.: Изд-во МГУ, 1999. 3. Богданов, В.Л. Человек и мир в романах Льва Толстого / В.Л. Богданов. В мире Толстого: Сб. статей. − М.: Сов. писатель, 1978. 4. Линков, В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина / В.Я. Линков. − М.: Изд-во МГУ, 1989. 5. Киприан (Керн) арх. Антропология Святого Горигория Паламы / Киприан (Керн) арх. − М.: Паломник, 1996. 6. Есаулов, И.А. Пасхальность русской словесности / И.А Есаулов. − М.: Кругъ, 2004. 7. Вениамин (Новик) иг. Особенности просветительского проекта Л.Н. Толстого / Вениамин (Новик) иг. // Нева. − СПб., 2008. − №2. − С. 239−248. Еще в 1960 г. подобные суждения высказал доктор богословия В.Н. Ильин (См.: Он же. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. − СПб., 2000. − С. 356). Н.Я. Абрамович после Постановления Священного Синода констатировал: «<…> не только произведения последних лет, проникнутые в определенной степени учением Христа, но даже все крупные художественные произведения Толстого в сердцевине

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=