ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
185 В. Г. Андреева Кострома, Россия ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ «СЦЕПЛЕНИЙ»: ДВИЖЕНИЕ ОТ КРУГА И ШАРА К СПИРАЛИ ПОДЪЕМА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» Понятие круга играет огромную роль в романе «Анна Каренина», становится символом, организующим связь сюжетных линий, участвующим в оформлении пути главных героев. А. Ф. Лосев отмечает наличие в символе трех начал: «живого чувственного созерцания, абстрактного мышления и человеческой практики, творчески перерабатывающей самое действительность» [Лосев, 1991, 250]. Осмысление Толстым одного из ключевых символов поможет нам глубже понять роман «Анна Каренина». Рассуждая о пространстве, ограниченности человека, Л.Н. Толстой записывает (март 1870): «Движение, пространство, время, материя, формы движения – круг, шар, линия, точки – все только в нас» (48, 117). Далее возникает потребность рассмотрения круга, в котором находится человек. Толстой пытается установить символ развития жизни, найти для ее выражения такое изображение, которое бы в форме своей содержало смысловую доминанту всего существования. «Содержание подлинного символа через опосредованные смысловые сцепления соотнесено с идеей мировой целокупности, с полнотой космического и человеческого универсума», – пишет М.М. Бахтин [Бахтин, 1979, 361]. Круг у Толстого в философской переписке с Н.Н. Страховым становится символом, характеризующим творчество писателя: «Я не могу иначе нарисовать круга, как сведя его и потом поправляя неправильности при начале» (62, 67). Здесь Л.Н. Толстой говорит о необходимости представления творческого пути в целом: для того, чтобы работать над частностями, нужно знать общую идею, организующую произведение. С одной стороны, в это время жизнь человека представляется Толстому как круг: «Основная мысль та, что всякое (и мое поэтому) философское воззрение, вынесенное из жизни, есть круг или шар, у которого нет конца, середины и начала, самого главного или неглавного, а все начало, все середина, все одинаково важно и нужно» (62, 225). Но с другой стороны, писатель чувствует ограниченность такого выражения. Замкнутый круг существует для Толстого лишь вне времени, в синхроническом аспекте. Путь человека не может быть просто кругом. При таком понимании стирается духовное, остается лишь физиология, круг естественной жизни от рождения до смерти. Мы видим, как Л.Н. Толстой, принимая диалектическую триаду Гегеля, три ступени развития, соотносимые с тезисом, антитезисом и синтезом (вспомним
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=