ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

167 Д. А. Романов, Т. Д. Кузнецова Тула, Россия ЗА СТРОКОЙ «АННЫ КАРЕНИНОЙ» (МИР ЗАБЫТЫХ СЛОВ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО) 1 В последние годы сложилась традиция рассматривать язык произведений Л.Н. Толстого главным образом с точки зрения отражения в нем закономерностей проявления человеческой психики, духа эпохи, движения сознания и самосознания и т.п. Все названное, безусловно, имеет под собой значительные основания и может быть выявлено и описано в языковых категориях когнитивной лингвистики, психолингвистики, социолигвистики и т.д. Однако пространство толстовского текста организуется в первую очередь по законам русского классического художественного стиля без модернистских привнесений, нарочитой языковой игры, графической визуализации и прочих изысков современной литературы. Именно поэтому ткань толстовского текста естественно рассчитана на рассмотрение в традиционных лингвистических парадигмах, т.е. по единицам и уровням языка. В этой области сделано далеко не все. Многомерность художественной речи Л.Н. Толстого при внешней простоте ее «устройства» (разумеется, речь идет о простоте в сравнении с новыми веяниями в литературе) выглядит тем значительней, чем глубже осознает читатель, что все смысловые сложности, все художественные приемы достигаются естественно, богатым и органическим слогом русского языка. Исследователями много раз отмечалось, что писатель не уделял специального внимания языковой стороне произведения, главное для него было успеть адекватно выразить стремительно развивающуюся мысль, поэтому Л.Н. Толстой применял традиционный арсенал языковых художественных средств. Общие рассуждения о толстовском стиле – дело не слишком благодарное, поскольку высокие оценки и пышные эпитеты становятся банальными и превращаются в трюизмы. Исследования любого, даже самого частного языкового аспекта в творчестве Л.Н. Толстого имеет гораздо больше смысла и выявляет значительно более широкую перспективу, в которой предстает его великий писательский талант. Казалось бы, один из самых популярных толстовских романов – «Анна Каренина» изучен во всех аспектах, а уж в традиционных подходах – вне всякого сомнения. Но это лишь на первый взгляд. Внимательное отношение к тексту позволит увидеть много нового. В большей части композиционных звеньев романа Л.Н. Толстой использовал обычный язык дворянского сословия эпохи 60-70-х гг. XIX века. Но вместе с тем в «Анне Карениной» блестяще нарисована усадьба Левина, созданы классические 1 Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ 08-04-18006е.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=